English
Russian
Центр Эвристической Психологии - Статьи - Бизнес психология
01.12.2011
Из "парниковых" детей не вырастают ПрезидентыВ гостиной «ОН»
Из «парниковых» детей
Проблемы детей — это прежде всего проблемы их родителей, считает наш гость из Москвы, клинический психолог НИИ неотложной детской хирургии и травм, президент АНО «Центр эвристических программ» Н. В. Подхватилин. В начале марта Николай Васильевич проводил в Октябрьском двухдневный семинар на тему: «Результативные переговоры, или Как не сгореть на работе!». В плотном графике он выкроил время, чтобы побывать в «ОН» и ответить на вопросы нашего корреспондента.
— Николай Васильевич, когда у ребенка все складывается замечательно, им гордятся семья и школа. Но стоит юному, начинающему жить человеку оступиться, совершить что‑то выходящее за общепринятые рамки, берутся за поиски виноватых. Школа видит корень зла в семье, семья винит школу, улицу... С точки зрения психологии, чей «рычаг влияния» сильнее?
— Все зависит от возраста ребенка. Примерно до 12 лет огромное влияние на детей оказывают взрослые: родители, воспитатели, учителя. Но для подростка родители уже перестают быть главными. Он начинает сравнивать, идентифицировать себя с социальной средой — с себе подобными, со своими ровесниками. Друзья, подружки выступают на первый план, именно их мнение по мировоззренческим вопросам (о смысле жизни, об отношении к себе, своему телу, о Боге и черте) очень важно. Учителя и родители находятся на одной планке и интересны настолько, насколько способны откликаться и разговаривать на волнующие молодежь темы. Увы, немногим удается стать другом или подругой собственному ребенку.
— Довоенные и послевоенные ребята не были окружены особым вниманием и заботой. В современных же семьях воспитанию чад, зачастую единственных, родители уделяют достаточно много времени, сил и средств. Развивают их, водят в студии, кружки, секции. А результаты почему‑то не всегда радуют...
— Дело в том, что воспитывает не только хорошее, но и трудное, тяжелое, даже плохое: лишения, преодоления, голод, холод... Парниковые цветы долго не живут, и из «парниковых» детей редко вырастает что‑то стоящее, настоящее. Не случайно же в обеспеченных европейских странах родители стремятся к тому, чтобы поскорее дать ребенку самостоятельность, отдалить от себя, поселить отдельно: живи как знаешь. Это совсем не значит, что там меньше любят своих отпрысков. В Германии, к примеру, молодой человек, достигший 18 лет, получает отдельную жилплощадь. У нас не каждый родитель решится «выгнать ребенка на улицу» — разберут на запчасти. Но нельзя контролировать каждый шаг сына или дочери, ограничивать их свободу, предупреждать каждое желание, опекать без конца.
— Кто легче поддается психологическому влиянию — дети или взрослые?
— До 16 лет психика человека — пластилин. Дети очень легко поддаются внушению. Поэтому не надо называть своего ребенка неряхой, тупицей, олухом и другими обидными словами. Лучше больше хвалить. Ведь как часто бывает: приводит мать на прием свое великовозрастное дитя и говорит, что у него проблемы. А проблемы‑то прежде всего у его родителей. Поэтому начинать надо с них. Взрослые часто этого не замечают или не хотят замечать. Но это не значит, что их нет. Вообще, связь «дети — родители» очень сильна. Не факт, что в детском доме ребенку лучше, чем с пьющими родителями. Детдомовцы часто бегут из сытных, но холодных «казенных» домов к своим непутевым мамам. И даже хороший отчим не заменит родного отца. Хотелось бы, чтобы разводящиеся супруги учитывали интересы своих детей. Развод родителей не может не отразиться на психике ребенка.
— Сейчас много говорят и пишут о детях‑индиго, поражающих взрослых своими ранними талантами и способностями...
— Да нет никаких детей‑индиго! Феномен же вундеркиндов известен давно. Существуют определенные этапы развития психики, мозга (мозг человека созревает к 16 годам), и любые нарушения или вмешательства в эти процессы чреваты расстройством психического здоровья. К примеру, с трех до шести лет нормально развивающийся ребенок взаимодействует с миром предметов, он любит играть в машинки, девочка — в куклы, в дочки‑матери, с шести лет у детей начинает работать абстрактное мышление (до шести лет нет смысла учить малыша иностранным языкам). Если в этом процессе по какой‑то причине происходит сбой, организм рано или поздно потребует компенсации. И очень возможно наш вундеркинд в 25—26 лет захочет наверстать свой пробел: поиграть в игрушки, в машинки. И хорошо, если этот процесс не затянется надолго. Сегодня почти все забыли о Нике Турбиной, гениальной маленькой поэтессе, которая начала писать взрослые стихи в четыре года. В девять лет девочка стала знаменитой на весь СССР: в издательстве «Молодая гвардия» вышла ее книга стихов «Черновик». Нике покровительствовал Е. Евтушенко, ее сборник стихов перевели на многие языки мира, ей вручили престижную премию «Золотой лев» (из российских поэтов этой премии была удостоена лишь Анна Ахматова). Необыкновенной девочке прочили блистательное будущее, но в 2002 году Ника выбросилась из окна. Ей было только 27... И таких примеров множество. Природа, одаривая человека высокими умственными способностями, как бы включает его в группу риска: такие люди чаще болеют и рано погибают. Паша Коноплев уже в 14 лет участвовал в создании математического обеспечения для первого отечественного персонального компьютера, публиковал свои работы в журнале «Наука и жизнь». В 15 лет поступил в МГУ. Учился в аспирантуре, занимался моделированием будущего... Умер в сентябре 2000 года в психиатрической клинике, в 27 лет.
— Значит, не стоит слишком рано усаживать ребенка за компьютер?
— Боже упаси! Я своему шестилетнему сыну купил недавно рогатку и перочинный ножик. Восторгу не было предела!
— Николай Васильевич, насколько я понимаю, в Октябрьский вас привели деловые интересы?
— Разумеется. Мы решили объединить усилия нашего центра эвристических программ и учебно‑консультационного центра «Йенс» и организовать в Октябрьском институт профессиональной личности. Я согласен стать его учредителем и работать вахтовым методом, приезжая, скажем, раз в месяц в ваш город. Программа занятий в нашем институте рассчитана на полгода и включает в себя психологические семинары и тренинги.
— А что такое профессиональная личность и кого вы относите к этой категории?
— Это пластичная личность, произвольно изменяющая свои человеческие качества — характер, привычки, способности в зависимости от складывающихся обстоятельств. Это активная личность. Должен заметить, что активных личностей в нашем обществе не так уж много: от 5 до 15 процентов. Перестройка это наглядно показала: большинство населения (свыше 60 процентов) предпочло пассивно ждать, когда государство «разрулит» сложившуюся экономическую и политическую ситуацию. И только немногие взялись за дело.
— Люди, стоящие у власти, — профессиональные личности?
— Не всегда. В психологии существует даже термин «синдром Николая II». Его отречение от власти повлекло за собой Октябрьскую революцию, ввергло Россию в хаос гражданской войны... Этот же синдром у М. Горбачева стоил нам распада СССР. Но в идеале у «руля» государства, предприятия, фирмы и так далее хотелось бы видеть активную личность, шагающую в ногу со своим временем, вооруженную знаниями и умениями, в том числе и психологического плана. Потому что у таких людей, как правило, большой круг общения, большой расход энергии, много стрессовых ситуаций, а выходить из них, расслабляться без ущерба для здоровья многие руководители и деловые люди не умеют.
— Спасибо и успехов вам в борьбе за психологическую устойчивость наших горожан!
Беседу вела Г. ВИКТОРОВА. обсудить тему, посмотреть комментарии Материал по теме: Условия произвольного изменения Судьбы Жизнь в условиях высоких энергий
Количество показов: 8027 Автор: Г. ВИКТОРОВА
|