С женщинами невозможно работать, но и выгнать их из проекта нельзя…Напутствие «Бывалого»
Особая проблема в проекте – это женщины. Если бы без них можно было бы обойтись – никогда не брал бы их в команду, нервы дороже. Но без них в проекте – нельзя. Какая-то гармония и баланс нарушается. Берешь в проект женщин – получаешь проблемы. Но не берешь – получаешь кучу других проблем. Так и приходится работать.
Человека можно или знать, или любить. Женщин знать невозможно, остается только любить их. Но необходимо учитывать в проекте и некоторые выстраданные опытом якобы «знания» о них.
Отбор в проект.
Женщину нельзя отбирать в проект только по деловым качествам. Как только ты работаешь формально «по-честному» и отбираешь женщину-специалиста в команду на основании, в первую очередь, ее профессиональных и деловых качеств – жди неожиданностей. Но и только по физическим данным отбирать глупо. Там, где ноги растут из подмышек – голове не место.
Конечно, можно пользовать некоторые оценочные тесты на самом входе в кандидаты в команду. Но это слабый инструмент для менеджмента проектов. Если их достоверность для проектной деятельности и по мужикам-то сомнительна, то для женщин они могут показать все что угодно. В них просто не учитывается принципиальная биологическая разница между мужскими и женскими особями.
А разница – существенная. Хотя бы по степени «чувственности» восприятия окружающего мира. Или по принципиально другому механизму получения и обработки информации – это установленный факт с биологической точки зрения.
Например, мужика и женщину нужно слушать по-разному. И давать распоряжения им также нужно по-разному – если ты, конечно, хочешь, чтобы они были выполнены так, как тебе нужно по проекту. Даже посылать их нужно по-разному… Одно и то же слово, команда по-разному может восприниматься в зависимости от пола.
А когда идет информационная коммуникация, то надо понимать: мозги женщины устроены по-другому, чем у мужика. Это установленный научный факт. По-разному идет обработка информации, ее интерпретация и построение обратной связи при помощи слов. «Пустоты» в их мозгах нет, там просто лежит другое, а не твоя информация. И ответная информационная реакция на ситуацию более адекватная, но, как правило, более приличная.
Однажды (не в России) по моей стопе проехала машина при разговоре-трепе с девушками и подобная подлость (машина медленно и бесшумно подкралась сзади) вызвала словесное неодобрение с моей стороны в неприличных выражениях.
Когда недоуменные от моих слов девушки поняли причину и увидели источник моего недовольства, то их возмущение было гневным, но в пределах лексических норм – воспитание такое. Однако по своему накалу их словесный ряд, переведенный на ненормативную лексику, по сравнению с моей реакцией был бы похож на сравнение горной реки после дождя с мирно текущей речушкой. Водитель был испуган моей реакцией, но после «наката» девушек он вообще стал никаким. Он не знал русского языка и не понял, что в очень приличных словах (ни одного неприличного!) ему было объяснено, что он не прав…
Нормальные девушки с нормальной реакцией на форс-мажор. Но после этого мы стали как-то более открытыми друг с другом. Поэтому, искреннее проявление чувств даже не в вполне приличной форме, но адекватно ситуации, способствует большему доверию со стороны женщин.
Сразу женщину не увидишь – если вообще такое возможно. Поэтому нужно работать с ней как с «черным ящиком». Максимум, в чем могут быть полезны те же тесты при отборе – показать только явное зашкаливание. Поэтому нужно с ней говорить. А говорить с ней, когда она хочет чего-то добиться и настраивается под то, что тебе нужно и конкретно под тебя – не для молодых специалистов.
Поэтому попробуй довериться своему чувству. Чистая биология: эта особь - для твоего прайда* или из другого вида? Потом можешь смотреть и деловые качества, и профессионализм. Практика показывает, что женщины инстинктивно хотят попасть в «свой» прайд. Для них это даже важнее, чем для мужиков.
Но они более приспособляемы внешне по природе к ситуации и часто – на уровне мимикрии.
Если возьмешь «чужую» - для нее же потом будет хуже, чем тебе. Но и тебе отольется. Не войдет она в команду – навредничает так, причем не осознанно и не со зла, что потом будешь ругать себя за мягкость.
Если она попадет в «свой» прайд, то исполнительность, преданность (до определенной границы, конечно) и лояльность - гарантированы. Главные охотники в прайде – львицы, а не львы. И преданность не является результатом половых отношений. Здесь другое: инстинкт, ориентация на «ведущего» (женщина – это «ведомый»), вера и проч. И, конечно, позиционирование «свои – не свои».
Женщина к «по-настоящему своим» относится намного более бережно, чем мужики. Поэтому, первый по значимости критерий для отбора – является ли твоя команда для нее «своим» прайдом?
Вторым критерием является: а примет ли ее твой прайд? Предвидение конфликтов и излишних «неуставных» отношений – твоя прямая забота.
Третьим и последующими критериями могут быть те, которые ты пользуешь при
обычном отборе людей в команду.
Есть еще один момент. Явное «женское» в команде заставляет мужиков на уровне неосознанного быть более подтянутыми, аккуратными, точными, порядочными, следить за своими «словами и делами» и проч., а это – только на пользу проекта. Тебе в команде нужны непризнанные немытые гении или подтянутые с чистыми ногтями ребята?
В общем, отбор женщины в члены команды нужно проводить намного более тонко, чем мужиков, с большей неформальностью и на чувственном уровне – в первую очередь. Логикой их не просчитать, т.к. они таким образом не считаются. А вот попытаться прочувствовать их – вполне реально до определенной степени.
Если без поэтики, то удачно подобранная в команду женщина – это элемент, создающий дополнительный ресурс для твоего проекта из ничего. Катализатор - из химии, но чаще – из алхимии.
Если уж привязываться к обыденной жизни, то нужно отбирать женщину в команду также тщательно, как одну из жен, а не наложницу. И относиться к ней также уважительно и требовать от других такого же уважения. Если тебе суждена Победа по проекту, то «женское» начало физически должно присутствовать. И иметь возможность проявляться в твоей команде в разных формах – и как жена, и как мать, и как «дама света» и в другом. Со всеми достоинствами, но и недостатками. Это – твои риски.
Работа в проекте.
Конечно, когда имеется возможность отбирать персонал в команду проекта, включая и женщин, то это одна ситуация. Когда ты тщательно отнесся к формированию «женского» лица команды, то у тебя проблем с «женским» началом в команде особых не будет.
Но по жизни чаще встречается ситуация, когда члены команды в основном «назначаются», либо заданы изначально.
Но что делать, если тебя не спрашивают? Когда есть данность – женщины в команде. Ты их не выбирал, но и они тебя – тоже. А работать нужно вместе и добиваться успеха нужно вместе.
Главная мысль: женщина более склона к сотрудничеству с мужиками, чем к конфронтации с ними. Это – на уровне биологическом. Но только ты вместе с членами команды мужского пола должны быть ярко выраженным «мужским» началом. А это от тебя зависит. Перебор косметики на лице женщины в команде иногда лучше, чем ее полное отсутствие.
Женщина и мужчина не равны перед законами природы, а законы природы выше корпоративных правил и конституционного равенства всех. У «мужского» и «женского» - разные жизненные миссии. Но в работе эти разные миссии должны быть завязаны на целях проекта. А это – твоя задача. Никто за тебя этого не сделает.
Дай им на первоначальном этапе выбрать рабочую позицию в новых условиях. А потом уже согласуй эту позицию. Интуитивный выбор женщин роли-позиции в проектной команде более точен и органичен, чем формально-логичное обоснованное назначение.
Старайся не приказывать женщине, а просить ее что-нибудь сделать. Просьба с твоей стороны – это вежливая форма приказа. Относись к ней сначала, как к женщине, а потом, как к сотруднику. Это не трудно, но эффект от простой перемены мест: сначала – женщина, потом – сотрудник, – весьма существенный.
Особая статья – это женская и мужская конкуренция за внимание лиц противоположного пола. Это уровень неосознанного: самцы борются за самку, а она потихоньку травку пощипывает. Выиграет сильнейший – и ее потомство будет более приспособлено к окружающей среде в будущем.
Инстинкт выживания рода. В проекте он проявляется просто в другой форме, каждый раз по-разному. Но когда самки начинают борьбу за самца – это надо просто видеть и понимать, что происходит. Ситуация и вне логики, и не для слабонервных…
Когда в команде несколько женских особей, то может возникнуть соперничество. Причем на уровне логики оно не объяснимо. Это – инстинкт, чувственное восприятие мира. Причем, если соперничество между мужиками проявляется в поле проектной деятельности, то женское соперничество не лежит в области проекта. Принципиальная разная основа у конкуренции «мужик – мужик» и соперничества «женщина – женщина».
Конкуренция типа М-М – это кто лучше вообще, идет соперничество не столько с другим, сколько с самим собой, награда ценится и используется.
Соперничество Ж-Ж – это кто лучше в сравнении, награда теряет ценность в момент ее получения. Если одной сопернице не интересен предмет борьбы, то пропадает стимул и у другой. В этом вопросе, конечно, мужику не дано понять всех нюансов их отношений.
Станет скучно в проекте или захочешь поэкспериментировать на свою голову – удели одной из женщин из команды повышенное внимание на виду у других. Увидишь, что будет, скучать не придется. Но учти, что если ты про это знаешь, то делать так – некрасиво. Только по незнанию можно делать такие ошибки.
Есть еще один фактор, но он достаточно субъективный и с ним надо быть аккуратным - сексуальность.
Когда от женщины идут флюиды, то у нормальных мужиков адреналина больше. Отсюда – повышение тонуса и, как следствие, большая производительность. Иногда одно ее присутствие настроение улучшает без всяких задних мыслей и работа спорится. На уровне биологического инстинкта это чувствуется.
Все-таки женская привлекательность – это стимулирующий дар природы. Здесь, конечно, очень размытая граница между женственной от природы женщиной и кокетством, флиртом и прочими их штучками. Но понимание (конечно, ограниченное) разницы приходит с опытом набивания шишек.
Удивительное дело, но флюидный фон женщины поднимает настроение без каких-то пошлых мыслишек. Причем, такая способность – быть женщиной - от возраста не очень зависит. Молодые также это чувствуют, хотя сотрудница может быть и старше их. Ну а старым козлам – чем моложе, тем больше адреналина. Признак мудрости или «беса в ребро» - чем старше мужик, тем более молодые женщины его привлекают.
Мужики мудры от знаний*…
Главные производители нового в проекте – мужики. Женщины лучше на доделывании, где нужно не стены пробивать, а раскладывать по кучкам то, что мужики натворят. А мужикам нужно регулярно выговаривать в словах свой опыт и размышления. Только в таком осознанном виде их компетентность закрепляется, кстати, в отличие от женщин, которым проговаривать свой опыт не столь важно для их компетентности. Просто другая система. Если женщины в проекте еще и позволяют мужикам выговорится и поощрить их к дальнейшим подвигам, то ты получаешь дополнительный ресурс.
Если во время словоизвержения на мужика смотрит с восхищением женщина, то тоненький ручеек мутных мыслишек превращается в прозрачную горную реку, искрящуюся на солнце.
И с этим всем тебе нужно работать реально. Поэтому рабочая и по жизни конструктивная позиция – женщина в команде будет вести себя так, как ты и твоя мужская часть в команде к ней относятся. Будешь относится к ней, как к леди – будут у тебя сплошные леди в команде. Причем не только внутри, но и со стороны будет формироваться такое отношение. Если к женщине относиться, как к «своему парню», то, как ты знаешь, ненормативная лексика из уст женщины намного грубее, чем это звучит от мужика. А если она сама претендует на равноправную «мужскую» дружбу, то должна понимать, что чисто по-дружески может получить коленкой под зад*…
У кого-то из писателей есть блестящая зарисовка. Двое молодых джентльменов решили подшутить над уличной «ночной бабочкой» и сделали вид, что приняли ее за даму из высшего общества. С почтением и со всеми атрибутами отношений джентльменов с леди, они пригласили ее в шикарный ресторан. И она вела себя так, как считала должна вести себя леди в этой ситуации.
Манерничала и капризничала в еде, хотя была страшно голодна, оттопыривала пальчик и следила, чтобы не говорить на привычном для нее жаргоне. И когда она «играла» этот образ, то что-то в ней изменялось. Форма диктовала ей содержание. Ей было и неуютно, и тепло одновременно. Ее значимость в собственных глазах возросла. Поэтому, после этой встречи, она «отбрила» явного ее клиента под предлогом того, что нечего приставать к порядочной женщине*.
Так и в команде. У женщин большая способность быть такой, какой ее хотят видеть. И реакция на ситуацию более адекватна. Хочешь, чтобы у них глаза горели от проекта? Тогда у тебя самого должны гореть глаза.
Если у тебя есть выраженное «мужское» и «женское», позиционированы отношения к женщинам, то и баланс активного/реактивного можно держать и использовать. Баланс -это мощный инструмент.
Но если у тебя этого нет, то и вообще баланса, как предмета, в твоем проекте нет. Если у тебя в команде не разнополые люди, а усредненное «оно», то и будешь иметь то, что можно получить от «оно». Часто заданная форма сильно влияет на содержание. «Бесполые» проекты ничего не порождают. А ты приплыл к неуспеху проекта.
Вопросы секса в команде всегда могут возникнуть. Но когда у тебя нормально подобранная и построенная команда, то это не мешает работе. Ты сам не должен на этом акцентироваться. А если внутри возникнет Любовь – от этого часто никуда не уйдешь, не вмешивайся.
Но и есть опасность того, что женщина зациклится на одном человеке. А остальным ребятам что? Несправедливое распределение кусков торта (внимания) со стороны женщины бьет по самолюбию мужиков. Для проектной команды противопоказаны «семейные пары».
Бойся быть сам предметом любви. Обожание, уважение, восхищение, влюбленность – это еще можно вытерпеть, чтобы не свалиться в неадекватность в работе. Но любовь какой-нибудь женской особи из команды – ты приехал… Будет профессиональный брак (в смысле – ошибки).
Естественно, что все вышесказанное относится к норме. Если же попадешь на отклонения за норму, то в каждом случае решение будет уникальным. Разброс ситуаций и решений – от хохмы до трагедий.
Но самое главное в другом. Ты должен, более того – морально обязан, искренне любить членов своей команды. Не делать вид, что любишь, а по-настоящему любить. Любить ПО-ЧЕСТНОМУ всех без исключения членов своей проектной команды – именно это самое трудное в работе управляющего проекта. Пока до этого не дорос – еще «не дозрел».
Расставание.
В любом проекте наступает время расставания. По практике - этот момент наступает примерно за два месяца до завершения проекта.
Ситуация с женщинами неоднозначна: расставаться с ними, с одной стороны, легче, а с другой - труднее. Некоторые настолько вовлечены в действо по проекту, что просто не представляют, как будут дальше жить и работать без этих людей. Это, конечно, свидетельство твоего успеха по созданию настоящей команды. Но расставание с такой командой для женщины – чуть ли не личная трагедия.
Расставаться нужно и легко, и с чувством хорошей грусти и сожаления с обеих сторон. В ряде случаев нужно донести до женщины, что ничего страшного в том, что проект закончен и вы расстаетесь нет, что жизнь продолжается и впереди еще много интересного. Это не обязанность, но твой моральный долг.
У меня был случай, когда одна женщина настолько погрузилась в проект, что для нее завершение проекта было как жизненная трагедия. Проект стал ее жизнью, в которой ей было место и интересно жить. Он перевернул ее сознание настолько, что были настоящие истерики и нежелание существовать как-то по-другому в последующем.
Тяжелая ситуация. Но проект настолько изменил ее «картину» мира, восприятие и ее саму, что после его завершения она поменяла работу, сделала новую прическу и развелась с мужем. И вообще стала другой.
Точка в проекте – это не завершение процесса, а начало следующего шага.
Такие вот дела…
Беседа «Бывалого» №8