Авторизация через форум

  

  


Центр Эвристической Психологии - Статьи - Психология

20.12.2011

Перерождение городской цивилизации. Первобытное городское мышление.

Настоящие заметки не могут претендовать на научный уровень точности и описанная ниже схема концепции хотя и может быть отнесена к Социологической или социально-психологической oтpaсли знания, является примером спекулятивного мышления per se. Целью работы является обобщенное изложение положений, позволяющих систематизировано трактовать ряд наблюдаемых сегодня феноменов социальной жизни промышленно развитыx стран и происходящих изменений в организации психической жизни их жителей.

 1. НЕСКОЛЬКО ВВОДНЫХ УТВЕРЖДЕНИЙ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, КОТОРЫЕ МЫ ПРИНИМАЕМ В КАЧЕСТВЕ АКСИОМАТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ РАССУЖДЕНИЙ.

 Прежде всего, человек в своей целостности есть результат эволюционного развития, как таковой включает в себя элементы более ранних ступеней развития и продолжает изменяться. Эволюционным изменением подвержены как морфологические особенности, так и функциональные, в том числе - и наиболее высокого уровня, т.е. психические. Это эволюционное развитие проходит с помощью механизмов естественного и полового отбора. Только механизмы эволюционного развития обуславливают всю вариативность форм поведения животных и деятельности человека.

 Второе утверждение состоит в том, что человек, как результат эволюции, объединяет в себе и биологические, и психические компоненты. Более того, согласно утверждению Юнга, в самой глубине психических процессов лежат химические процессы в клетке, то есть биологические и психические процессы не просто связаны между собой, а являются относительно условным разделением уровней одного и того же процесса развития, и по сути не могут рассматриваться изолированно.

 Наконец, третье утверждение касается роли сознания в организации поведения (деятельности) человека. Сознание, понимаемое как способность субъекта определять мир вокруг себя и себя в этом мире, как механизм, обеспечивающий рефлексию и контроль своего поведения, мы можем рассматривать только как инструмент отражения внешнего по отношению к собственно сознанию мира. Сознательный контроль поведения возможен только отчасти и только на уровне наиболее простых операций и действий. Уровень же деятельности как проявления целостной сущности человека может только отражаться сознанием, но не порождаться им.

 2. УСТРАНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА У ЧЕЛОВЕКА И ПОЛОВОЙ ОТБОР В РАЗВИТИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

У человека, как и у других живых существ, развитие происходит только благодаря тому, что отбираются для выживания и размножения одни особи в ущерб другим. Эта система предпочтений у животных с развитыми социальными структурами порождает так называемую социальную иерархию, различную для самцов и самок. Вершину иерархии самцов в животном мире образуют наиболее биологически успешные особи, то есть обладающие наибольшими возможностями для выживания и, следовательно, наиболее перспективным с точки зрения размножения генетическим материалом.

Именно возможности для выживания обеспечивают успех в ecтecтвeнном отборе, и именно генетическая перспективность обеспечивает успех в половом отборе, то есть наибольшее количество самок стремится получить потомство именно от таких самцов.

Естественно, что биологически успешные самцы выбирают так же наиболее биологически успешных самок, однако очевидно не по тому, что они родят им здоровое и такое же успешное потомство. Огромный ряд классических мифов отражает именно противоположную ситуацию - успешный самец с самой вершины пирамиды (бог, царь, фараон ... ), обладающий наиболее успешными самками (непорочная дева, богиня, царицы ... ), немедленно при появлении потомства, особенно мужского пола, уничтожает его - как очевидного конкурента, в полной соответствии с естественным отбором.

Успешная Caмкa, предпочитаемая успешным самцом - первый шаг к преобладанию полового отбора над естественным. Это символ, обладание которым обозначает, демонстрирует для всех, в том числе и самого самца и самой самки, исключительно высокую позицию с биологической иерархии. В очень грубом обобщении оказывается, что сам факт обладания женщиной с высоким положением в иерархии обозначает высокое положение мужчины.

Парис, вовремя сражений и вообще всю свою ЖИЗНЬ проявляющий себя как ЯВНЫЙ лох (это слово, которое в современном жаргоне обозначает низкую позицию в социальной иерархии), пастух коз, неудачник, вдруг становится героем, украв жену могущественного греческого царя.

Конкурентная борьба в биологической иерархии самцов приводит к тому, что вершину иерархии составляют очень немногие, а наибольшее количество самцов оказывается именно биологическими лохами - аутсайдерами, интересующие в смысле размножения только самок, которые не способны заполучить более успешного самца. Биологическая иерархия самок наоборот предполагает большее количество особей на вершине иерархии, поскольку небольшое количество наиболее успешных самцов может оплодотворять гораздо большее количество самок. Кстати, количество доступных самок так же становится символом иерархического положения самца.

 Так помимо первоначальной, биологической иерархии, начинает складываться символическое отражение этой иерархии, содержанием которого является не физические и функциональные параметра тела самца и самки, а символы, отпечатки этих параметров. И если первоначально серебристый цвет шерсти действительно объективно отражал высокое содержание кальция и, следовательно, говорил о здоровье и крепких костях, то есть являлся знаком, а не символом, то появившиеся с развитием человеческой цивилизации символизации никак на самом деле не связаны с реальным положением особи, которое она заняла бы в естественной среде в биологической иерархии. Такие иерархии, составленные их символизацией, мы называем социальными иерархиями. И в этих иерархиях практически отсутствует естественный отбор, устраненный именно развитием цивилизации.

Для социальных иерархий остается только половой отбор, и то в переродившейся форме - передается не наиболее успешный генетический материал, и вообще непредсказуемый материал, поскольку выбор партнеров для спаривания происходит не на основании реальных биологических признаков, а на основании символов этих признаков, а эти символизации присваиваются самцами относительно случайно.

 Интересно, что этот отрыв символизацией от реальности, социальной иерархии от биологической, поддерживается особями, занимающими средние и низшие уровни в биологической иерархии - и самцами, и самками. Самцы из середины иерархии охотно используют символизации, а самки создают и подкрепляют эти символизации. Мужчины таким образом получают доступ к 6лагам, которые раньше были доступны только наиболее успешным, женщины получают возможность рожать детей от мужчин занимающих высокую позицию в иерархии. Проблема в том, что и те, и другие направленно искажают реальность, и гарантированно не получают того, к чему постоянно стремятся, поскольку результат их действий так и остается на уровне символизаций, а не реальности.

 Противоречия с принципом развития в то же время здесь нет. Наоборот, это обеспечивает оптимальный выход из ситуации, когда, в условиях человеческой цивилизации, наиболее успешные с точки зрения реальности самцы не стремятся заиметь потомство, а активно стремящиеся к размножению аутсайдеры не могут получить достаточное количество самок. Это своеобразный сговор аутсайдеров самцов и аутсайдеров - самок для обеспечения роста человеческой популяции. Так, аутсайдер самец заводит нескольких детей от нескольких легко доступных ему аутсайдеров - самок, что делает его более статусным самцом в глазах этих же самых аутсайдеров самок. Собственно именно преобладание символизированного полового отбора и обеспечило направление развития человеческой цивилизации.

 3. ГОРОДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ОТКАЗ ОТ РЕАЛЬНОСТИ В ПОЛЬЗУ СИМВОЛИЗАЦИЙ

С социологической точки зрения отрыв социальных иерархий от 6иологических связан со становлением город. Символизации социального статуса имели место и в условиях сельской кочевой жизни, но раз отождествление символизаций и реальных генетических признаков произошло в связи с другими проявления разотождествления в городах. В первую очередь следует выделить отчуждение людей друг от друга и отлучение людей от процесса и результатов своего труда.

При кочевой жизни установление символизаций хотя и было шагом веред, но было крайне затруднено отсутствием единой, общей для больших групп людей системы этой символизации. Постоянное перемещение в небольших труппах, слабое развитие фиксированных способов передачи информации не позволяло установить символы статуса, понятные достаточно большому количеству людей - приплыв в Колхиду, Ясон голословно заявляет, что он царь, и это обеспечивает ему ужин и ночлег, но руно он получает только продемонстрировав свое истинное положение в биологической иерархии. В деревнях и городах - государствах древнего мира, как и в феодах средних веков, символизации уже явно преобладают над биологией, но очевидные противоречия демонстрируемых символов и реальности не допускаются, порой караются специальными институциями. Под этим углом зрения сожжение ведьм на кострах инквизиции может интерпретироваться как

стремление не допустить подмены реальности символизмом (магия, колдовство). НО в городе с мануфактурным производством, городе, который начал складываться в новое время, обнаружить это противоречие символа и реальности затруднительно.

 У человека в городе нет достаточных возможностей для проявления биологического потенциала, следовательно нет очевидной возможности для проверки реальности символизаций в социальных иерархиях. Люди не могут использовать и результаты своей деятельности как реальный показатель их индивидуальной успешности - труд в мануфактуре носит коллективный характер, рабочий, вырезающий гайки не рассматривает получившийся «Мерседес» как показатель своего успеха, он не имеет к машине никакого отношения, в отличие от человека, укравшего достаточное количество не имеющих стоимости кусочков бумаги, чтобы получить себе этот «Мерседес». Для женщин же очевидно более предпочтительным самцом будет загорелый хлопец в красивом Мерседесе, чем перепачканный маслом фрезеровщик

 Но при таком положении, когда мужчины с низким биологическим потенциалом в результате созданных при помощи женщин, тоже с небольшим биологическим потенциалом, символизаций, оказывается предпочтительным для размножения самцом, он как раз стремится оставить как можно большее потомство. В то же время не стремящийся к приобретению символизаций биологический доминант (он и так на вершине иерархии, символизация этого в его глазах снижает его статус) наоборот, хотя в принципе и имеет доступ к таким же биологически успешным самкам, оставляет мало потомства. Так с течением времени признаки биологической успешности вырождаются, а параллельно с закрепляется представление о символизациях как о более значимых факторах выбора полового партнера, чем биологические факторы .

 Далее идет текст, не самый удачный, но по-нашему мнению ярко иллюстративный. Для иллюстрации посмотрим на наиболее предпочитаемые типы мужчин в современном городе:

 -метросексуалы, типа Дэвида  Бэкхема, Димы Билана или среднестатистического "Офисного работника" (см. "Духлесс"). Астеническое телосложение, женственные черты лица, тело без признаков волосяного покрова, длинные ноги, нежные голоса, сентиментальность, пародирующая чувствительность и любовь к своему туловищу, особенно танцующему. Биологически это признаки низкого количества тестостерона, что не позволяет таким самцам занять хоть сколько-нибудь высокую позицию в биологической иерархии. Если им не везет и они не набирают достаточно символизаций, метеросексуал ничем не отличается от лоха обыкновенного. Размножаются плохо, в силу астенизации и ранней импотенции.

 - мачо, в широком ассортименте, от Саши Белого и обещавшего (мочить в сортире) ВВП до Крепкого Орешка и докера, который, как настоящий мужчина, должен быть волосатым, вонючим и свирепым. Подчеркнуто-демонстративный переизбыток тестостерона в ущерб элементарной адаптивности. Саши Белые и вместе с Орешками в реальности хотя и оказываются биологически на средних позициях, гибнут мгновенно, а большое количество мускулов и отказ от правил гигиены в природе не самый главный фактор выживания. Неудержимая тяга к оплодотворению максимального количества самок.

 - папик, толстый, лысый, в очках и на яхте. Яхта куплена в результате умелого стравливания одних мачо с другими. Нормальный уровень тестостерона. Зато максимальное количество символизаций статуса. С учетом наличия интеллекта выше среднего и отличной обучаемости биологически выглядит наиболее предпочтительно. Однако мачо и метросексуалов больше, так что папики вынуждены оставаться объектами насмешек. А какой женщине захочется иметь ребенка от объекта насмешек? Только очень боящиеся за все и либо очень циничной, либо очень глупой. То есть опять же, биологически слабой.

В результате этого не просто символы теряют связь с реальностью - символы заменяют реальность, становятся важнее ее. Молодой мужчина, быстро гоняет со своей подружкой, считающейся вполне статусной, на дорогой машине с большой вероятностью быть оштрафованным за превышение скорости. На уровне символизаций не расстраиваясь заплатить "менту" пару тысяч является признаком высокого статуса. Биологически отдать совершенно незнакомому человеку, которого открыто признает одним из самыx низких членов иерархии, часть своей собственности, причем просто так, без боя, означает признать еще более низкое собственное положение в иерархии. Городская цивилизация борется с реальностью, отвергает ее и презирает ее. Жители города становятся все более слабыми биологически.

Исторически процесс полной замены реального статуса на символизации происходил достаточно медленно, только в начале двадцатого века сложились предпосылки для его форсированного развития, которое и случилось в пятидесятые - шестидесятые годы прошлого века. Очевидными этими предпосылками стали увеличение покупательской спосо6ности основной части горожан и последующее выделение среднего класса, а наиболее ярким проявлением - массовая культура, в которой вполне естественно, что водитель грузовика оказывался великим музыкантом. Социальное мышление, которое породила городская цивилизация, сознание, наполненное только символизациями, будем называть цивилизованным городским мышлением.

 4 . ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ЭКСПАНСИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ГОРОДСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

К началу второй половины двадцатого века сложилась городская цивилизация в том виде, в котором мы видим ее теперь, определяющей чертой которой с точки зрения социального мышления мы можем считать оторванность последнего от реальности и нежелание и невозможность субъектов этого мышления строить свое поведение и деятельность вне жесткой системы символизаций, обеспечивающей половой отбор и через него - дальнейшее развитие человечества. Но параллельно с городской цивилизацией продолжала существовать и деревня (куда можно включить и относительно небольшие провинциальные города), сохраняющая и ценящая связь с реальностью. Это позволило деревне и провинции сохранить более ценные биологические качества. После второй мировой войны в промышленно развитых странах Америки и Западной Европы, а позже - и в России, началось явление миграции деревенского и провинциального населения в крупные индустриальные города.

Приехавшие их деревни и провинции в город люди биологически значительно более успешны, чем жители городов, однако обладают более примитивным, то есть более ранним и более простым мышлением. Однако их мышление позволяло им увидеть, что для достижения социального успеха в городе основное значение имеет символизация своего статуса. Противоречие между их мышлением и цивилизованным городским как таковое не разрешимо, поскольку одно предполагает примарность реальности, а другое направлено на устранение реальности. Способом преодоления возникшего расщепления стала ритуализация и перенос в город элементов поведения, ранее для него не характерных.

Новые горожане не видели смысла в сложности, характерной для символизации. Зачем делать вид, что деньги отражают какие то психологические качество их обладателя которые делают его предпочтительным при половом отборе, если можно прямо провозгласить ценность денег самих по себе, как знака? Как для первобытного мышления, описанного Леви-Строссом, не имело значения, какова природа молнии, если молния сама по себе была объектом мистического ужаса и не надо было объяснять, что такое тотем, так и для появившегося нового городского мышления перестало иметь значение все символическое, появилась третья система, полностью знаковая. Такое мышление мы можем называть первобытным городским мышлением.

Первобытное городское мышление достаточно быстро вытесняет цивилизованное городские, поскольку его носители объективно более успешны и биологически, и социально. В силу тех же механизмов полового отбора, ставших более очевидными при переходе от символизаций к знаковости, число носителей первобытного сознания увеличивается, а с учетом влияния, которое массовая культура приобрела на процессы социализации, мы можем говорить об экспансии первобытной городской культуры.

Так можно в общих чертах описать состояние, в котором находится наше современное общество. Несмотря на то, что экспансия первобытного городского, мышления выглядит ретроградным по сравнению с предыдущими состояниями общества, следует признать, что оно дает возможность вернуться к контакту с реальностью, на уровне, более высоком, чем биологическое признаки.

обсудить, прочитать отзывы 

Еще статьи автора: Жизнь из нежизни


Количество показов: 3260
Автор:  Филлипов Олег

Возврат к списку