English
Russian
Центр Эвристической Психологии - Статьи - Психология
04.10.2014
Что такое Русская психотерапия* * * Я хотел бы попросить читателей после прочтения статьи или ее части в течение какого-то времени ни с кем не делиться впечатлением от прочитанного, несмотря на то, что желание рассказать будет очень сильным. Необходимо, особенно поначалу, этот импульс немножко в себе погасить. Попросите также, чтобы между всеми, кто тоже прочитал эту статю, некоторое время не обсуждалось то, что они отсюда узнали. На чем основано такое предупреждение? Когда мы начинаем рассказывать то, что нас заинтересовало, то проговариваем только то, что логически схвачено, что уловлено вербально, рассудочно, рационально. Схваченное яркое впечатление, полученное человеком, еще не стало частью его личного опыта. Человек уловил только отдельные пятна, знакомые слова, сродные логические конструкции, не дающие цельного представления о прочитанном. Когда же человек даст время всему узнанному отстояться, когда в какой-то момент своей жизни переживет нечто аналогичное, когда прочитанное станет частью его личного опыта, тогда его рассказ может приобрести большую глубину и достоверность. Еще одна особенность, она более свойственна человеческой эмоциональности. В состоянии увлеченного рассказа человек способен открывать или находить ассоциативную связь между отдельными логическими блоками, и в конце рассказа он чувствует: «Теперь я понял, о чем вообще говорилось». Но он и не подозревает, что его понимание не соответствует сказанному в действительности. От услышанного в его сознании остается несколько точек, а все остальное — собственное эмоциональное наполнение и ассоциативное творчество, которое человек во время рассказа досочинил сам. В результате получается: — во-первых, неправда ощущений. Кажется, будто я знаю, о чем прочитал. На деле я знаю только то, что мною услышано. А.Гармаев *** Русское представление (заботы о душе; т.е. психотерапии)
Русское (языческое) представление об эволюции Души отличается от привычного для психолога сочетания чувств, эмоций, мотиваций и реакций. То есть, иная парадигма. Наша «античная» теософия больше походила на космологию и представляла из себя конфигурацию из взаимопронизывающиех это Мироздание реальностей (пространственно – временных континуумов, если хотите. Далее - «миры»). Мир Навьев – относится к миру отошедших душ, предков, накопленному человеческому опыту
Мир Явь - непосредственно воспринимаемая реальность нашего Бытия, в которой легализуются потенции мира Навь и Правь.
Мир Правь - мир Светлых Сущностей, Богов. Оттуда же приходят души для одухотворения рождающихся. Поведение Человека с такой организацией подсознательных ориентиров, отличалось ответственностью в поступках перед будущим, и, прошлым. Он ощущал себя связующим звеном между разными реальностями. Он видел, как каждое его действие в мире отражается на предках и затрагивает потомков. И он мог на это влиять. Была ли психофизическая составляющая такого мировоззрения? - Была, и часто проявлялась как «тонкая материя Силы» локально изменяющая законы физического мира . Человек жившей в такой парадигме, мог пользоваться ощутимыми благами от пребывания в таких реальностях; получать как силу, как наследие, так и наставление. Под словом «реальность» следует понимать не только психическое состояние, а так же топографический, географический и энергетический потенциал вышеназванных сред. То есть имеется в виду нечто, что влияет в определенных местностях, при определенных топографических условиях. И существует априори, но замечается и управляется этим, только людьми со специальным образом подготовленными психофизическими навыками. Василий Ключевский описывает, как Демьян Куденевич, живший в Переславле Русском в XII веке, "со слугой и пятью молодцами выезжал на целое войско и обращал его в бегство, а раз выехал один, даже одетый по-домашнему, без шлема и панциря. В интервью один из монахов Шаолиньского монастыря говорил приблизительно следующее: "В бой вступают те поколения бойцов, которые стоят за мной. Я монах в 32-ом поколении. Значит, тридцать одно поколение стоит за мной. Если я искренен по отношению к ним, они мне помогают, меня защищают. Если этого нет — бой проиграешь". То есть речь идет не о боевых приемах, не о крепких кулаках, а о поддержании вот этой связи со своими предками-воинами. Видите, суть феномена схожа . Со временем, на Руси такая космогония стала нивелироваться. Так, христианство трансформировалось на территории России в Русское Православие учитывающее традиции нашего народа. Например, они проявляются (ритуально) как учёт ощутимой связи с умершими, забота о них через молитвы (в древности мир «Навь»); молитвы Богу - как горнему Миру о прощении, спасении и направлении (объективная, ощутимая связь; в древности мир « Правь»). И балансирование между этими мирами Души человеческой. Получающей вознаграждение за адекватное смирение и труд. Возвращаясь в дохристианское мировоззрение приведу адекватную ей социальную типологию используя аллегорию, как метода художественного обособления посторонних понятий, с помощью конкретных представлений : Жизнь человека подобно течению Гольфстрим в океане широким потоком. Видимая часть находится на поверхности и легко отличима от океана своими границами – мир «Явь». Но чем глубже, тем призрачнее границы течения, тем больше и больше течение взаимодействует с океаном, зависит от его фрактальных самих в себе структур – мир «Навь», и, наконец, на определенной глубине течение переходит в сам океан. Течение «понимает», что все порождено Им (всё есть Он) – мир «Правь». Свойства и функции течения различны на разной глубине… Человек подобен такому течению. И на поверхности своих проявлений он один, в мыслях другой, а в своей собственной глубине, часто скрытой от него самого, третий. Мир Явь. Включает подавляющее большинство индивидов. Люди, ориентированны в основном на пространственно - временной континуум «Явь». Он прост. Понятен. Внятно детерминирован. Так людям удобно.
Поведение человека «на поверхности» определяется желаниями тела человека, обеспечением его безопасности, пропитания, продолжения рода.
Следовательно, мотивация жизни, как таковая, определяется основными инстинктами человека: борьбой за существование, инстинктом продолжения рода, пищевым инстинктом. Удовлетворение этих инстинктов создает поведение, цель и смысл жизни большинства людей (от 75% до 95%).
Это означает, что большинство людей не склонно к более глубокому осознанию своей жизни. Ну, скажем так, не часто задумываются. Такая жизнь индивидуалистична с резко выраженными, видимыми границами.
При этом проявляется достаточно агрессивное поведение, поскольку в чистом виде представляет из себя осознание самости, отличительных характеристик во всем от других. Это - также мышление, допускающее мысли собственной исключительности, где причины поступков и цели деятельности происходят из самого человека и в нем же заканчиваются. Эта простая, очевидная, незамысловатая жизнь. Здесь «необычное, нестандартное» воспринимается как досадное недоразумение, недочет, случайность. Это, по своей сути, функциональный бизнес. Все разнообразие которого сводится к категории оценок происходящего в крайностях: черное – белое, да – нет, края – середина, кнут-пряник и т.д. Крылатые выражения: «…Если ты такой умный, то почему такой бедный…», «…теоретиков надо душить…», «…не то счастье, что во сне имеешь, а то счастье, на чем сидишь и едешь…», - порождает именно эта категория людей. Жизнь «меньшинства» - мир Навь Именно здесь начала индивидуального интеллекта. Человек интуитивно понимает, что «не так всё просто» , пытается понять Судьбу, причины своих поступков. Погружается в свою «глубину», пытаясь понять, почему все происходит именно так, а не иначе. Пробует с помощью такой рефлексии изменить свою жизнь. Человек начинает понимать, что он всего лишь «сборная солянка» из жизненных опытов других людей. И его поведение определяется не столько собственной исключительностью, а полученным воспитанием и образованием. Он сознает, что обязательно связан с мнениями, мыслями, образами других людей, которые присутствуют, как в его реальном времени (потоке), так и рядом с ним. Вот как взаимодействие с другими реальностями описал известный психофизиолог Карл Прибрам. Называя такие проявления «голограммами»: «источник мышления — это длительное состояние активной неуверенности, которое может найти разрешение только путем согласования имеющихся Образов (звенья в цепи между мирами, между прошлым и будущим и т.д. авт.). Иногда эти образные решения очевидны, как в открытии Кекуле гексагональной структуры бензольного кольца, в сплетении музыкальных фраз у музыканта или в игре живописца с красками. Однако чаще такие неязыковые аспекты мышления не явны отчасти потому, что словесная коммуникация может быть гораздо более ясной. Моя гипотеза заключается в том, что всякое мышление включает, помимо манипуляции знаками и символами, топографический компонент. Топографические изображения представляют собой прекрасные ассоциативные механизмы, они успешно и мгновенно выполняют кросс-корреляционные функции. Именно эти свойства и приписываются мышлению в процессе решения задач — трудность состоит в том, чтобы выяснить, какой нервный механизм участвует в этом процессе. Эта трудность, как и постоянное использование мозгом голографических преобразований, является следствием другого свойства: голограммы образуются путем преобразований, которые при простом повторении, по существу, восстанавливают оригинал, из которого было составлено топографическое изображение. Голограммы — это «катализаторы мысли». Хотя сами они остаются неизменными, они входят в процесс мышления и облегчают его». На этой глубине человек больше мыслит, принимает решения целенаправленного взаимодействиями с другими людьми с целью формирования другого качества жизни. Анатолий Гармаев показывает, что раз образовавшись, психопатическая связь в семье (доминирование эго одного субъекта над другим) подсознательно может передаваться до седьмого колена, представляясь как проклятьем рода. Люди, обладающие рефлексией понимают, что единственное, что их освободит от этого – великодушное прощение значимых людей в 7, в 17, 30 лет… Поэтому осознают, например, что детей (да и вообще, кого угодно) нельзя воспитать, а надо совершенствоваться самому, а детям свойственно автоматически брать с нас, совершенных, пример. Настойчивое, внешнее проявление индивидуальности уходит. На смену приходит жажда предания смысла всему происходящему. Поведение данной категории людей отличается задумчивостью, дальновидностью. Это «глубина» людей думающих. Человек на данной «глубине» осознает причины поведения других людей, а также создает смыслы жизни (управляет ими) для людей «поверхностного уровня» (организует их). Пытается понять и управлять устремлениями «большинства» Эта глубина используется профессионально людьми, занимающихся управлением, теоретическими изысками, гуманитарными дисциплинами, в том числе психологией во всех ее прикладных вариантах. Поговорки: «…Не все, что светит - звезды…», «…к тебе приходят только твои деньги..», «…не по милу хорош, а по хорошу мил…», - создала именно эта категория людей. Людей, взявших такую глубину понимания жизни 10% –15%. Жизнь «единиц» - мир Правь. Жизнь «на глубине» этой Великой Вселенной одновременно является и «жизнью океана» и «жизнью потока», «границы» номинальные. Здесь «поток» обладает в большей степени свойствами «океана», чем течения в нём. Минимум индивидуальности. Здесь человек приходит к осознанному решению: отказу от самости, индивидуальности. Он видит величие «Океана» и что все в судьбе - Бог. Но, тем не менее, именно на данной глубине определяется вопрос о судьбе «потока», о направлении его русла, скорости, температуре и наполненности течения. На такой «глубине» человек думает и принимает решения с поправкой на вечность («океан»). Здесь находятся рассуждения о жизни и смерти, о Боге, о смысле Жизни и т.д. Здесь принимаются судьбоносные решения, а самое главное – решения, которые в любом случае будут исполняться. «Поток» все равно потечет по указанному «руслу» или «растворится» в «океане». Обычный человек очень редко опускается на данную глубину своей жизни. Ведь это сопровождается серьезными психологическими и физическими переживаниями. Люди, относительно свободно чувствующие себя на данном уровне, незаметны на «поверхности» и «средней глубине». Это, вероятно, идеологи цивилизаций, святые люди, и, вероятно, те, о ком мы не догадываемся… Поговорки: «…Человек предполагает, а Бог располагает..», «…от судьбы никто не уходил…», «…не в деньгах счастье…», «…не родись красивой, а родись счастливой…»,- создали люди, знающие о свойствах этого уровня глубины.
Чем эта парадигма лучше других, ориентированных на эмоционально чувственную сферу человека и рационализацию? Данная парадигма рождает психотерапию, которую можно описать следующей аллегорией. «Человеческая Душа живет еще задолго до своего рождения. Затем она приходит к «вратам рождения». Рождение похоже на выпуск в «воды жизни» тугой и упругой струи чистой и свежей воды. При хорошем стечении обстоятельств этот напор воды доходит до других врат: «врат выхода из жизни» - укрепленным, определенным, тихим и спокойным. Но большинство «ручейков» растворяются в «водах жизни» не дойдя до «врат смерти». Изначальный «ручеек» теряется от бесконтрольного взаимодействия с «водами жизни». «Воды жизни» достаточно агрессивны и стараются поглотить чистый ручеек ради разбавления естественной грязи чистой водой. Любой человек чувствует, когда его «ручеек» находится на грани пересыхания. И в этот момент необходимо отказаться от всех связей, которые омывает «ручеек». Посмотреть за «врата смерти» увидеть за ними нечто огромное, чистое частью которого изначально и был «ручеёк». Почувствовать Свет. Заметить свою тень. Перестать завидовать, жалеть, требовать. Понять и принять то, что принадлежит только вам, а не друзьям, близким, врагам. Пребывать в ощущении своего маленького ручейка, беречь это трепетание; выстраивать свою жизнь ради цели сохранить изначальный состав воды «ручейка»; набраться навыков взаимодействия с «другой водой» без потери собственной чистоты; достигнуть и пройти «врата смерти». На экзистенциональный вопрос: «Для чего ручейку нужно пройти испытания «водами жизни»?! Следует твёрдо отвечать: «Об этом знает Свежесть, частью которой является ручей в ситуации «до «воды жизни» и после». Понимание таких вещей психотерапевтом приводит к выбору метода коррекции и полярных точек создающих напряжения и задающих направление движения психики поддерживаемое коллективным бессознательным. Пример трансформации психотехник в контексте данной парадигмы Пациент: депрессивные состояние, одиночество, алкоголизация Это почти всегда блуждание в мире «Навь». Не отпускает прошлое. Конкретно, навьи – предки. Один из способов лечения, это нахождение с помощью сигналов доступа к подсознанию человека, места, времени и условий, когда и с помощью какой методики он может «пообщаться» с Навьи. Далее, следуя этим условиям, терапевт идет вместе с клиентом туда и тогда. ... Это были ворота у давно брошенного дачного домика соседки. Далее, методом бессознательной коммуникации «вопрос-ответ» пришли к форме и ответу: «выкопать ножницы закапанные под воротами». Это было сделано, ножницы нашлись. Пациент клялся, что они не его. Через пару дней пациент позвонил и сказал, что чувство угнетенности прошло, а вот растерянность «что делать?», появилась. Здесь надо сказать. Что чувства одиночества, брошенности, тоски, отсутствие перспектив – связано с неразвитой (закрытой) способностью впускать в себя мир Правь. Не делая из себя гуру или священнослужителя (на понятийном уровне добиваться прозрения человека); применил древний способ, который своей функциональностью «выдавливает» Вас из мира Явь, в мир Правь. Классический пример которого предложил Парацельс, его я и предложил: прогуливаясь довольно долгое время по любой местности, дождитесь того момента, когда почувствуете сильную усталость (усталость всегда граница мира Явь). Естественно, вам захочется домой, но этого делать не следует. Направьтесь в какое-нибудь близлежащее, но довольно труднодоступное место, как-то: высокий холм, болото, поднимитесь по лестнице на большую высоту и т.д. Кстати, завершив это упражнение не торопитесь уходить домой, а оглянитесь вокруг и если рядом с вами окажется какой-нибудь камешек (веточка, травинка и т.д.) - возьмите его с собой, инструктируете, что он будет приносить удачу. Далее, используя стандартные психотехники из поведенческой психотерапии, удалось смоделировать необходимый и достаточный психоэмоциональный настрой для работы и знакомства. Ведь «глубина» (экзистенция, если угодно) была свободна! Тем кто хочет практиковать в парадигме русской психотерапии, одной скупой теорией не обойтись. Действуйте. Научитесь без конфликта убегать из мира Явь: ехать на дачу в понедельник, вместо пятницы, прогуляться ночью на кладбище, сначала с кем-нибудь, а потом – одному, и т.д.. Уезжать на Природу, принципиально, без причины. То есть совершать любые иррациональные действия (действия предполагают движения), что идут не в такт «общему движению в широкие врата». Кстати, занятия внутренними стилями на природе и с водой – из этой же области... По мере роста профессионализма, придётся меньше передвигаться физически во времени и пространстве за выдвигаемыми подсознанием клиента условиями. Пространственно -временные континуумы будут ходить за Вами. Не бойтесь, но и не расслабляйтесь. Это Путь. Что же дает психотерапевту такая философская парадигма Перефразирую К. Прибрам: работая над этой статьёй, я столкнулся со множеством неожиданностей. Я не был готов к тому, что содержание каждого абзаца будет менять некоторые привычные представления, некие догмы, которыми я и мои коллеги руководствовались в своих исследованиях. Каждая веха становилась поэтому чем-то большим, чем простой очерк, краткое изложение того, что известно по данному вопросу. Число представлений, подвергшихся пересмотру в ходе написания этой статьи, удивляет меня даже ретроспективно.
Отрывок фильма по теме "Синдром забытых предков" - Задать вопрос, прочитать отзыв: Материалы по теме: Русский дух - мнение психолога Тёмная сторона личности и Бытия Информационная безопасность руководителя
Телепатия, Любовь, Цветы и Космос
Количество показов: 3510 Автор: Подхватилин Николай Васильевич
|