Рекомендуемые сообщения

Секреты скороговорок

3 декабря, 2012 • Ксения Туркова

Ведущая утреннего выпуска новостей на Первом балтийском канале Елена Соломина без запинки прочла в прямом эфире скороговорку длиной в две с половиной минуты. Такая практика для журналистов звучащих СМИ — необходимая разминка или способ поднять себе настроение? Отвечает ведущая вечернего эфира на Коммерсант ФМ Ксения Туркова.

В любой компании всегда найдется человек, умеющий шевелить ушами, доставать языком до носа или двигать правым глазом, оставляя левый неподвижным. Я владею всеми тремя навыками. В школе развлекала ими одноклассников, теперь пугаю и веселю детей знакомых – всегда идет на ура.

Со скороговорками в среде журналистов звучащих СМИ примерно та же история. Большинством они воспринимаются как некое развлечение, смотри-как-я-умею, повод посмеяться. Можно еще сравнить это с отношением к технике игры на гитаре, например: «Как пальцы бегают!» А тут вызывает восхищение способность в буквальном смысле слова молотить языком.

Именно поэтому ролик со скороговорящей барышней из Эстонии вызвал такой ажиотаж и такое цунами перепостов. Все писали, что восхищаются ведущей, но на самом деле оценить по скороговорке, пусть даже такой длинной, работу в эфире сложно. В общем, недостаточно произнести все это безобразие без запинок, чтобы получить гордое звание теле- или радиоведущего.

Нужны ли скороговорки ведущим и помогают ли они им в работе? Прежде всего, речь тут о каждодневной помощи, о некоем джентльменском наборе действий, которые эфирный журналист совершает (или не совершает) перед эфиром.

Еще несколько месяцев назад, когда я вела на Коммерсант ФМ утренний, а не вечерний эфир, я действительно пользовалась скороговорками. В 6 утра речевой аппарат по степени живости больше напоминает посмертную маску, поэтому размять его с помощью классических «Бык тупогуб» было очень даже неплохо. Правда, в моей 12-летней практике работы на телевидении и радио это был, как ни странно, единственный момент обращения к скороговоркам перед эфиром. Не знаю, хорошо это или плохо, но мне больше они как-то никогда были не нужны. Хотя как веселый жанр очень мне нравятся.

Несколько лет назад, еще во время работы на другой радиостанции, «Эхо Москвы», я даже придумала несколько

фирменных эховских скороговорок с фамилиями ведущих, например:

«Щуплый Плющев пуще щупа»,

«Гулько с клюкой гулким лугом гулял» ,

«Бунтовал бонтонный Бунтман с бантом в унтах»,

«Фигурируя на Гоа, урвала Фельгенгауэр у фельдъегеря фуру фуа-гра» и, наконец,

«Нет киднеппингу», — скандировали бенедиктинцы, демпингуя под диктовку Венедиктова».

Мои коллеги из разных СМИ, как показал небольшой опрос в Фейсбуке, в целом подтверждают: скороговорками они пользуются редко. Так, например, известный журналист Маша Слоним призналась, что за всю свою долгую эфирную жизнь не пользовалась скороговорками ни разу. Ведущий «Эха» Алексей Осин написал: «Не, не пользуюсь, разве что ради развлечения… На дороге холм с кулями. Взойду ль на холм, куль поправлю».

А вот журналист канала Евроньюс Денис Локтев говорит, что обязательно разминается перед каждой озвучкой — так, по его мнению, улучшается тембр голоса и четкость речи. Правда, тут же уточняет: «К тому же французских звукорежиссёров всегда очень смешат русские скороговорки. Я разминаюсь, пока они регулируют свою технику».

Ему вторит и журналист НТВ Елизавета Листова: «Я любила «На мели мы лениво налима ловили», но больше для настроения, чем для «речевого аппарата». Кстати, мой трехлетний сын страшно любит скороговорку про быка, часто просит ее повторить и каждый раз буквально падает от смеха — ему кажется смешным сам процесс быстрого проговаривания этих звуков.

Способность говорить четко, не запинаясь и соблюдая нужный темпоритм, — умение, безусловно, важное. Но оно достигается не только скороговорками. И уж конечно, как я уже писала, само по себе умение строчить как пулемет сказ о налиме не является показателем профессионализма.

Тут кто-то может подумать, что я пытаюсь доказать ненужность скороговорок. Но это не так, конечно. Все-таки разминка (кому надо) — это раз. Хорошее настроение — это два. И развитие речи, между прочим, это три. Попробуйте сами сочинить несколько скороговорок — и вы убедитесь в справедливости последнего пункта.

Кроме того, может пригодиться и тем, у кого не очень хорошо с орфографией — скороговорки приучают запоминать визуальный облик слова. Ведь есть как раз такой секрет: чтобы правильно произнести скороговорку, надо запомнить последовательность чередующихся в ней «главных» звуков. Например, представить скороговорку

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку» в виде последовательности ШСШШССССШ и пытаться как бы продвигаться по ней, произнося слова. Не думайте, что я сошла с ума, это правда помогает!

В общем, если говорить о соотношении приятного с полезным в скороговорках, то я бы отметила все-таки перевес приятного для нас, ведущих. Приятно слушать такие «горячие эстонские новости» и ими восхищаться, приятно самим показывать скороговорочные «фокусы», приятно придумывать что-то новое.

Я вот уже подумываю о том, чтобы зашифровать в скороговорки главные новости недели. Если мне это удастся, уже никакой текст не будет страшен.

http://www.pravmir.r...televedushhego/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Язык без костей. Мозги вкладываются в произношение. Если бы журналисты хоть на мгновение задумались, что они несут пургой с экрана жить стало бы лучше и веселей.

Допустим, я хочу знать ежедневные новости про быт Уругвая и Непала: кто с кем дружит, что едят и почему Иван Никифорович поругался Иваном Ивановичем.

Я не хочу сравнивать себя с америкой, хочу с австралией и антарктидой, или древней элладой, ущучили? злодеи политические.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как обмануть собственный мозг.

Наш разум — это не зеркало того, что происходит вокруг. Большая часть того, что мы видим во внешнем мире исходит изнутри и является побочным продуктом того, как мозг обрабатывает ощущения. Учёные нашли немало способов, которые раскрывают обманчивость наших органов чувств, и вот некоторые из них.

1. Процедура Ганцфелда

Процедура Ганцфелда является мягкой техникой сенсорной изоляции, которая впервые была предложена в экспериментальной психологии в 1930-х годах. Для этого эксперимента нужно настроить радио на помехи, лечь на диван и с помощью лейкопластыря прикрепить на глаза по половинке шариков от настольного тенниса. В течение минуты человек начинает испытывать галлюцинации. Некоторые люди видят лошадей, бегущих в облаках, другие слышат голос умершего родственника.

Всё дело в том, что наш разум зависим от ощущений и когда их становится очень мало, наш мозг начинает изобретать свои собственные.

2. Уменьшение боли

Если вы вдруг слегка поранились, посмотрите на поврежденную часть с помощью перевернутого бинокля — боль должна уменьшиться.

Учёные из Оксфордского университета в эксперименте продемонстрировали, что если смотреть на раненную руку через дальний конец бинокля, это визуально уменьшает размер руки, а также боль и припухлость. Это говорит о том, что даже основные ощущения, такие как боль, зависят от нашего видения.

3. Иллюзия Пиноккио

Для этого опыта нужно два стула и повязка на глаза. Человек с повязкой садится на заднее сиденье, направив взгляд на впереди сидящего человека. Затем тот, у кого завязаны глаза, протягивает руку и помещает ее на нос того, кто сидит впереди.

В то же время другой рукой он касается своего носа и начинает слегка поглаживать оба носа. Примерно через минуту больше 50% людей заявляют, что их нос удлиняется.

4. Обман мышления

Поднимите правую ногу на несколько сантиметров от пола и начните двигать её в направлении часовой стрелки. Пока вы это делаете, используйте указательный палец правой руки, чтобы нарисовать в воздухе цифру 6. Ваша нога начнет поворачиваться против часовой стрелки, и вы ничего не сможете с этим поделать.

Левая половина мозга, которая контролирует правую часть тела, отвечает за ритм и синхронность. Она не может справиться с работой двух противоположных движений в одно и то же время и сочетает их в одно движение.

5. Обман слуха

Этот трюк можно проделать с тремя людьми, один из которых будет подопытным, а другие два — наблюдателями. Также вам нужны будут наушники, присоединенные к двум пластиковым трубкам с двух сторон. Попросите испытуемого сесть на стул на равном удалении между двумя наблюдателями. Каждый наблюдатель по очереди говорит в трубку с соответствующей стороны. Слушатель в этом случае правильно определяет направление звука. Если же поменяться трубками и начать говорить, то слушатель запутается, и будет указывать противоположное от звука направление.

Слуховая локализация — это способность человека определять направление на источник звука. Слуховая система человека наделена ограниченными возможностями определять расстояние источника звука, и основывается на межзвуковой разнице во времени. Когда вы меняете трубки, то задействуется восприятие нейронов с противоположной стороны мозга, и человек не может определить источник звука.

6. Иллюзия резиновой руки

Больше десяти лет назад психологи обнаружили иллюзию, которая позволяет убедить человека в том, что резиновая рука является его собственной. Для этого опыта нужна резиновая рука или надутая резиновая перчатка, кусок картона и две кисточки. Поместите резиновую руку на стол перед собой, а свою руку спрячьте за картон. Попросите кого-то одновременно поглаживать настоящую и резиновую руку, используя одни и те же движения кисточками.

Через несколько минут у вас появится ощущение, будто искусственная рука стала вашей плотью. Если попросить другого человека ударить резиновую руку, человек почувствует беспокойство и боль, так как мозг убежден, что резиновая рука настоящая.

7. Звук, который слышен тем, кому меньше 20-ти лет

Звук, синусоида частотой 18 000 Герц, слышна тем, кому ещё нет 20-ти лет.

По мере того, как человек становится старше, он теряет способность слышать звуки более высоких тонов, и поэтому только молодые люди младше 20 способны его уловить.

8. Эффект Пуркинье

Ян Пуркинье, основатель современной нейронауки, будучи ещё ребенком, обнаружил интересную галлюцинацию. Он закрыл глаза, повернул голову в сторону солнца и начал быстро водить рукой вперед-назад перед закрытыми глазами.

Через несколько минут, Пуркинье заметил разноцветные фигуры, которые становились все более замысловатыми.

Впоследствии ученые создали специальные очки, на которых загорался свет в определенной частоте. Такая стимуляция создает короткое замыкание в визуальной коре мозга, и клетки начинают «загораться» непредсказуемым образом, что ведет к появлению выдуманных изображений

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...