Авторизация через форум

  

  


Центр Эвристической Психологии - Статьи - Психология

31.10.2008

Русский Дух - мнение психолога

Во всём мире, нас, живущих здесь

называют русскими, а не как иначе.

 Речь пойдёт о психотерапевтической парадигме. Системе ценностей и понятий образующих  жизнь наших людей.  Неотвратимо регулирующих жизнь Русского человека. Обеспечивающих повышенную лабильность, энергонасыщенность, душевность в принятии решений, организации деятельности и отличающуюся  от других социальных выборок.

 Результаты исследования доминантности (способности влиять на других и брать ответственность на себя) среди разных национальностей выявили следующее:

"У русских более низкая доминантность по сравнению с другими национальными выборками: британской, норвежской, финской. Русские - менее агрессивные, самоуверенные, предприимчивые, автономные и более осторожные, застенчивые и предусмотрительные люди. Но в экстремальных условиях поведение русских противоположно тому, как себя ведут в подобных ситуациях представители других национальностей: у всех в ситуации давления доминантность падает, а у русских она возрастает. У финнов и норвежцев влияние снижается, у русских, как и у англичан, оно остается неизменным.

У русских также значимо возрастает уступчивость. Это означает, что существующая у них способность к детализации, анализу и систематизации усиливается в ситуации давления." (ИППСР, Санкт-Петербург, В.М.Погольша.)

 Принято считать, что «античной» Русской философии не существует. Признается существование «некой языческой культуры» регулирующих жизнь людей на географической территории современной России. Однако, по данным современных археологических раскопок (например, город Тамань на реке Ока. 2500 лет) следует, что существовала высокоразвитая славянская цивилизация, а не «некая языческая культутра». А значит, имеющая  мощные культурные корни. Соответствующее мировоззрение.

 Такое мировоззрение не могло исчезнуть. Последующие культурные традиции обязательно впитали в себя  ключевые подходы формирования личности человека присущие древним.  И именно в «национальных особенностях» принятой народом следующей культуры можно заметить древние корни. Они  вплетены  в  социальные формации и влияют на формирование   высших психических функций у  людей, проживающих на данной территории.

 Так, христианство трансформировалось на территории России в Русское Православие учитывающее традиции нашего народа. Например, они проявляются (психотехнически) как учёт ощутимой связи с умершими, забота о них через молитвы (в древности мир «Навь»); молитвы   Богу -  как горнему Миру о прощении, спасении и направлении (объективная, ощутимая связь; в древности мир « Правь»). И балансирование между этими мирами Души человеческой. Получающей вознаграждение за адекватное смирение и труд.

 Понимание таких вещей психотерапевтом приводит  к выбору метода  коррекции и полярных точек  создающих напряжения и задающих  направление движения психики поддерживаемое коллективным бессознательным.

 Как часть психотерапевтической парадигмы стоит привести пример механизма влияния социальных установок на физиологию человека, названный мной «социальная психосоматика»:

   «…В языке майду североамериканских индейцев Северной Калифорнии для описания всего цветового спектра имеется только три слова. Они делят цветовой спектр следующим образом (в скобках приведены наиболее близкие английские эквиваленты обозначений языка майду):

тит (сине-зеленый)

лак (красный)

ту лак (желто-оранжево-коричневый)

В то время, как человеческие существа способны различать в видимом цветовом спектре 750000 различных оттенков (Boring, 1957), носители языка майду распределяют свой цветовой опыт, как правило, по трем категориям, которыми они располагают, благодаря родному языку.

 Три вышеназванных цветовых термина охватывают тот же диапазон ощущения действительного мира, что и восемь цветовых термины современного языка. Суть сказанного заключается в том, что человек, говорящий на языке майду, как правило, осознает только три категории опыта цветового ощущения; носители современного языка обладают в данном случае большим числом категорий, а значит, и большим числом первичных перцептуальных различении. Это значит, что в то время, как говорящий на современном языке будет описывать собственный опыт ощущения двух объектов, как два различных опыта (скажем, желтая книга и оранжевая книга), для говорящих на языке майду описания, сделанные в идентичной ситуации действительного мира, в этих двух случаях не будут друг от друга отличаться (две книги цвета тулак) (Bendler. 1978)…»

Вслед за визуальным восприятием формируются способы ощущений всего мироздания и обеспечивающих базовый инстинкт выживания.

 В свою очередь, определенным образом сформированный процесс мышления влияет на активность всей нейроэндокринной системы. На процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга».

 Смею утверждать, что механизм «социальной психосоматики» лежит в глубинной основе Русской культуры.  

 По данным исследователей, именно эффекты (зависимость физического и эмоционального самочувствия от практического следования тем или иным культурологическим установкам) породили Русскую философию. Русская философия – это постоянное практическое  исследование субъекта мира в постоянном эксперименте над объектом мира, в целях достижения максимальной гармонии субъектно-объектных отношений в длящемся времени.

Славяне всегда были  склонны к социальному эксперименту. Брать любые философские постулаты и пробовать следовать им в реальной жизни. Порождая ценности, стиль жизни.

Таким образом, не следует искать печатных трудов на тему Русской философии. Потому как феномен «Русский человек» и есть эволюционный «продукт» проверки на объективность передовых идей и исканий человечества Смысла Бытия.     

 Вот  пример показывающий что «способ формирования ценностей» и есть предмет изучения «загадочной Русской Души». А значит исключающий любые философские доктрины, на которых строится формальная логика многих направлений психологии и психотерапии. (по материалам отчета промышленника Мотовилова записанного после встречи с Серафимом Саровским)цитатно:

-  «…Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьяго. Пост же и бдение, и молитва и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства стяжания Духа Святого Божьяго. ..»

 - «…Как же стяжания? – спросил я батюшку Серафима: - я что-то этого не понимаю.

- Стяжание всё равно, что приобретение, - отвечал мне он: - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание денег, а у дворян сверх того -  получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, только благодатной и вечной, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом…»

 - «…Надобно, - сказал я, - чтобы я понял это хорошенько (т.е. пребывание  в Духе Божием авт.) …

Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою… Что же ты не смотришь на меня?

Я отвечал:

- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли…

О. Серафим сказал:

- Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божияго, иначе вам  нельзя было и меня таким видеть….»

 «…Что же чувствуете вы теперь? – спросил меня о. Серафим.

- Необыкновенно хорошо, - сказал я.

- Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.

- Это , ваше Боголюбие, - сказал батюшка о. Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам, не якоже мир даёт, Аз даю вам. Аще бо от мира  были бысте, мир убо любил своё, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче ждерзайте, яко Аз победих мир».

 - «…Что же ещё чувствуете вы? – спросил меня о. Серафим.

- Необыкновенную сладость, отвечал я.

И он продолжал:

- Это та сладость, про которую говориться в Священном Писании: «от тука дому Твоего упиются и потоком сладости Твоея напоиши я». Вот эта то теперь сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим неизреченным услаждением. От этой то сладости наши серца как будто тают, и мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не может… Что же ещё вы чувствуете?

- Необыкновенную радость во всем моём сердце…..»

 - «Что же ещё вы чквствуете, ваше Боголюбие?

Я отвечал:

- Теплоту необыкновенную.

- Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает… какая же может быть тут теплота?

Я отвечал:

- А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из нея  столбом пар валит…

- И запах,- спросил он меня, - такой же как из бани?

- Нет, - отвечал я, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию. Когда ещё при жизни матушки моей я любил танцевать и ездил на балы и танцевальные вечера, т матушка моя опрыснет меня, бывало, духами, которые покупала в лучших модных магазинах Казани, но те духи не издают такого благоухания…

И батюшка Серафим, приятно улыбнувшись, сказал:

- И сам я батюшка, знаю это точно также, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас – так ли вы это чувствуете? Сущая правда, ваше Боголюбие. Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему?...»

Из вышеприведённого можно сделать практический исследовательский вывод на тему  «социальной психосоматики» Русской души:

- нашему человеку физически необходимо уверенное благословление на его мирские дела, то есть задуманная  деятельность должна сопровождаться (хотя бы частично) вышеописываемыми ощущениями и состояниями.

 - система ценностей нашего человека неуклонноно будет видоизменяться до тех пор пока не получит личностную структуру воспринимающую Благодать (отсюда и пресловутая «непонятость русской души»

 - отсюда и отношение к мирским законам нашего человека.(часто благодать Божия оказывается не на стороне официального закона)

 - поэтому и психотерапия человека должна идти через философию выстраивания подобающей и гибкой личности способной пропускать через себя энергию Творца в любых человеческих начинаниях. Между зачатием и смертью. Между предками и потомками.

 Предполагаю, что основной читатель  материала – психотерапевт, которой обладает значительным психотехническим материалом для практического воплощения  данных  в схему терапевтического вмешательства. Эффект от использования такого подхода фантастичен. Схему вмешательства  опишу метафорой:

  - Человеческая Душа живет еще задолго до своего рождения. Затем она приходит к «вратам рождения». Рождение похоже на выпуск  в «воды жизни» тугой и упругой струи чистой и свежей воды. При хорошем стечении обстоятельств этот напор воды доходит до других врат: «врат выхода из жизни» - укрепленным, определенным, тихим и спокойным.

 Но большинство «ручейков» растворяются в «водах жизни» не дойдя до «врат смерти». Изначальный «ручеек» теряется от бесконтрольного взаимодействия с «водами жизни». «Воды жизни» достаточно агрессивны и стараются поглотить чистый ручеек ради разбавления естественной грязи чистой водой.

Любой человек чувствует, когда его «ручеек» находится на грани пересыхания. И в этот момент необходимо отказаться от всех связей, которые омывает «ручеек». Посмотреть за «врата смерти» увидеть за ними нечто огромное, чистое частью которого изначально и был «ручеёк». Почувствовать Свет. Заметить  свою тень. Перестать завидовать, жалеть, требовать. Понять и принять то, что принадлежит только вам, а не друзьям, близким, врагам.

Пребывать в ощущении своего маленького ручейка, беречь это трепетание;

выстраивать свою жизнь ради цели сохранить изначальный состав воды «ручейка»;  набраться навыков взаимодействия с «другой водой» без потери собственной чистоты; достигнуть и пройти «врата смерти».

 На экзистенциональный вопрос:  «Для чего ручейку нужно пройти испытания  «водами жизни»?!

Следует твёрдо отвечать: «Об этом знает Свежесть, частью которой является ручей в ситуации «до «воды жизни» и после».

 Таким образом, термин «Русский дух» означает определённую систему психофизических знаний и ценностей, которая формирует личность и физиологию человека способную воспринимать и пропускать через себя бОльшие объемы энергии, без застоя.  Между прошлым и будущим.  Что доказывается  терапевтически, когда удаётся привести  организм к подобной гармонии.

 Одним из результатов терапии является  приобретение человеком ощущения  «Живой». 

Данный подход считаю наиболее эффективным при лечении тяжёлых депрессивных состояний, алкоголизма, наркомании, нарушений адаптации, экзистенциональных кризисах.

 Исследуя анамнез данных больных пришло понимание, что свои жизненно важные решения касаемо  своего развития они принимали исходя из принципа  «работа над проблемами» без понимания  того «как жить и стремится к радости», вместо коррекции «девиантного поведения» не учились как жить «по совести». И психотерапия направленная в своих действиях на неучет Бога в судьбе человека – страшна, ужасна и направлена на превращение людей в стадо приводит к росту суцидальных настроений: курение, наркомания, проституция, уничтожения института семейных ценностей и т.д. и т.п.

 Видимо, одна из обозначенных «бед России «дороги и дураки»» следствие глубинной жизни нашего социума.  Русская философия предполагает бесконечное приведение в гармонию Божественной Души и материального мира.  И иногда «точка сборки» наших людей находится за пределами реального мира. Отсюда и запустение: приведите Русскую Душу в порядок и тогда она вернётся в «тело» и начнёт творить так, что планета преобразится!

 Хм… пожалуй правильная поговорка про Россию будет следующая:«Беда» Русского человека в том, что он Лично знаком с Богом… 

 обсудить статью, прочитать отзывы

Материалы по теме:

Русское и психотехническое 

Информационная безопасность руководителя 

Не один в поле воин  

Телепатия, Любовь, Цветы и Космос 


Количество показов: 12267
Автор:  Подхватилин Николай

Возврат к списку