В старосоветские времена, как лозунг психолога мы брали это: "Целитель душ направляет свое внимание не на Что, а Как деяние, ибо в нем заключена вся подноготная совершившего деяние. Зло не меньше, чем добро, требует, чтобы его приняли во внимание; ибо добро и зло суть в конечном счете не что иное как идеальные продления и абстракции поступков, и оба принадлежат к светло - темной проявленности жизни. Ведь в конечном счете нет добра, из которого не могло бы выйти зла, и зла, из которого не могло бы выйти добра. Очная ставка с темной половиной личности, с так называемой ТЕНЬЮ, сама собой получается в любом мало-мальски основательном лечении. Эта проблема здесь так же важна, как проблема греха в церкви. Открытый конфликт неизбежен и мучителен. Меня уже частенько спрашивали: "И что Вы с этим делаете?". Я ничего не делаю, я вообще не могу ничего делать, как только с определенным доверием к Богу ожидать, пока из конфликта, выдержанного с терпением и мужеством, не получится неожиданная для меня концовка, которая суждена данному человеку. При этом я отнюдь не пассивен и бездеятелен, а помогаю пациенту понять все те вещи, которые производит бессознательное во все время этого конфликта. Можно мне верить, что это - вещи совсем необычные. Скорее, они принадлежат к самому значительному, что мне когда - либо приходилось видеть. Пациент тоже не бездеятелен; ведь ему надо поступать правильно, а именно, посильно не давать захлестнуть себя напору зла в себе. Ему нужно «оправдание делами»; ибо «оправдание верой» уже только пустой звук для него, как и для многих других. Вера может заменить отсутствующее переживание. В таких случаях и требуется поэтому реальное деяние. Христос воспекся о грешнике и не проклял его. Истинное подражание Христу - делать тоже самое, поскольку нельзя делать того, чего не сделал бы себе сам, то надо позаботиться о грешнике, который и есть ты сам. И также как Христа не обвиняют, что он братался со злом, и себя не нужно упрекать в том, что любовь к грешнику, который и есть ты сам, является дружественным соглашением со злом. Любовью улучшают, ненавистью ухудшают, в том числе и себя. Опасность этого воззрения та же, что и опасность подражания Христу; но праведный не даст застать себя врасплох в беседе с мытарем и блудницей. Я, по-видимому, должен подчеркнуть, что психология не изобрела ни христианства, ни Христа. Я желаю всем, чтобы церковь сняла с них бремя их грехов. Но кому она не может сослужить эту службу, тот - в подражании Христу - должен ОЧЕНЬ НИЗКО НАГНУТЬСЯ, чтобы взять на себя бремя своего креста... Карл Густав Юнг.