ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ВСЕЙ ПРОФЕССУРЕ


Рекомендуемые сообщения

КОМПЕТЕНТНЫЕ УЧЕНЫЕ ВИДЯТ ПЕРСПЕКТИВЫ УНИЧТОЖЕНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Министерство ликвидации образования действует

http://ost101.livejo...com/13548.html

Перешлите знакомым

НЕДОМЫСЛИЕ ИЛИ ЗАКАЗ?

МИНИСТЕРСТВО ЛИКВИДАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДЕЙСТВУЕТ

Андрей Остапенко, Темыр Хагуров

Мысль о том, что количество вузов, вузиков и вузичков, а также их многочисленных филиалов, филиальчиков, представительств и иных контор, в рассрочку торгующих дипломами, неприлично велико, не вызывает ни малейшего сомнения. Разговоры о ничтожном качестве работы этих вузиков и филиальчиков справедливы. И никто не возражает, что их надо переполовинить и проредить. Требование это сделать, сформулированное первыми лицами государства, было ожидаемо, ибо это разумно.

И вот начались действия по реализации этого очевидно правильного решения…

В отношении прежнего министра образования большинство наших коллег занимало достаточно скептическую позицию. Это явствовало и из кулуарных анекдотов, и разговоров. Это же подтвердило проведенное нами масштабное социологическое исследование, охватившее 1500 учителей школ и преподавателей вузов в 46 регионах России. Но любой социолог скажет, что часто разговоры в «курилке» более информативны, чем самые масштабные опросы, ибо позволяют увидеть ситуацию изнутри, понять истинное отношение людей к проблеме. Так вот в таких неформальных обсуждениях фигуры прежнего министра часто приходилось слышать тоскливое: «Когда же, наконец, снимут?» Это, как правило, находило сочувствующий отклик у обсуждавшей публики. В таких случаях всегда находился какой-нибудь убежденный пессимист, который мрачно и многозначительно восклицал: «Никогда не бывает так плохо, чтобы не могло быть ещё хуже! Погодите, придёт новый, прежнего добрым словом поминать будем!». Это предсказание неизменно воспринималось как анекдот и все весело (а чаще грустно) смеялись.

Однако сегодня, похоже, этот анекдот стал былью.

]Новое руководство Минобрнауки проявляет гораздо больше пыла и подлинно мессианской непреклонности в ре-(а точнее, де-)формировании остатков образования в стране. И вот последний перл – список неэффективных вузов. Но обо всём по порядку.

Три первых шага к уничтожению государственных вузов

Шаг первый. Одно из первых решений, принятых весной этого года новым Министерством образования и науки, – это повышение минимальной стоимости обучения студентов-договорников в государственных вузах до 60 тысяч рублей в год. На гуманитарных специальностях большинство крупных государственных вузов эта стоимость варьировалась от 30 до 45 тысяч рублей, разве что за исключением спросовых экономических и юридических специальностей. Этих денег было достаточно для того, чтобы качественно организовать процесс обучения студентов-договорников.

Это повышение минимальной стоимости не коснулось негосударственных вузов. В результате большинство абитуриентов, которые не прошли на бюджетную форму обучения в государственные вузы, пошли учиться туда, где дешевле. Полуумершие частные вузы и прочие конторы «со вкусом вуза», которые тихо заканчивали свою земную жизнь, внезапно воскресли и ожили. К ним пришли какие-никакие, а абитуриенты, которые принесли какие-никакие, а деньги. Спасибо родному министру за отеческую заботу о не пользовавшихся спросом, умиравших негосударственных вузах!

Шаг второй. 31 июля сего года в Министерство были приглашены ректоры государственных вузов «с расширенной сетью филиалов». Такой новый «статус» получили вузы, имеющие более десяти филиалов. Таковых по стране оказалось 13. Не терпящим возражения тоном было объявлено, что ровно за один (!) год, до 31 июля 2013 года, должна быть вдвое (!) сокращена сеть этих филиалов, причём даже тех, в которые в этом году шёл набор.

Если проанализировать ситуацию в нашем южном субъекте федерации, то станет очевидно, что в результате этого «оживут» худшие филиалы и филиальчики негосударственных вузов. Сегодня в Краснодарском крае существует более 110 филиалов государственных и негосударственных вузов. В число лучших 30-ти из них входят пять филиалов Кубанского госуниверситета, которые по версии Минобра должны быть ликвидированы. В тех городах и весях, где будут закрыты хорошие филиалы, останутся функционировать филиальчики из нижней части рейтингового списка. И нетрудно с трёх раз догадаться, куда пойдёт студент ликвидированного филиала государственного вуза, если его финансовое положение не позволит ему ездить в краевой центр. Спасибо родному министру за отеческую заботу о не пользовавшихся спросом, умиравших филиалах негосударственных вузов!

И наконец, шаг третий. Объявлен список «неэффективных» вузов. В нашем регионе в него попали старейшие и главные профильные вузы города Краснодара – аграрный университет, технический университет и университет культуры. Это профильные вузы, имеющие фундаментальную базу, добротную профессуру и, главное, давнюю традицию. В компанию к ним добавлена армавирская педакадемия – единственный оставшийся в крае самостоятельный педагогический вуз. Складывается впечатление, что кому-то очень хочется убить остатки советского высшего образования, которое ещё дёргается и сопротивляется реформаторам и модернизаторам.

И ведь даже если «ложечки найдутся» и этот нелепый список «неэффективных» вузов будет официально признан глупостью нового министерства, то «осадок-то всё равно останется». А осядет он в виде незаслуженных грязных пятен на десятками лет зарабатываемом авторитете крупных авторитетных вузов. И какой-нибудь абитуриент образца 2013 года обязательно об этом пятне вспомнит и… пойдёт в никому неизвестный, но незапятнанный родным министерством вузик. Спасибо родному министру за отеческую заботу о худших проявлениях высшего образовани!

Какой шаг будет следующим? И доколе всё это будем терпеть?

Недомыслие? Тенденция, однако! А значит, видимо, заказ.

А поскольку очевидно, кто выигрывает, то круг поисков «заказчика» сужается.

В поисках эффективности:

Минобр между Кафкой и Смитом

Вообще, если брать всю интеллектуальную традицию человечества (от древнегреческих, древнеиндийских и древнекитайских школ до современных лучших мировых вузов), то отчётливо видно, что понятие «эффективность/неэффективность» очень мало применимо к оценке качества образования. Ну да ладно, пора привыкнуть, что в высшем руководстве Минобра людей с системным гуманитарным образованием нет, что вершина философии образования для них – плохо понятый Д. Дьюи, что гипертрофированный и примитивизированный прагматизм стал для них единственно возможным способом хоть как-то мыслить. Ну не хотят или могут наши чиновники понять и услышать предостережения западных интеллектуалов (об отечественных, вообще молчим, что им какие-то там Садовничий или Алфёров) о рисках системной прагматизации образования. Не читали они работ профессора А.Блума, мировых корифеев Н.Хомски или З.Баумана .

Всё это, как говорится, привычное зло. Но когда министерство опубликовало критерии, по которым оно оценивало эту пресловутую «эффективность», то в воздухе отчетливо запахло не то Кафкой, не то «Дивным новым миром» О. Хаксли, не то героями В. Пелевина. Основных критериев, как мы помним пять: средний балл ЕГЭ принятых на обучение студентов; объём научных работ на одного сотрудника; количество иностранцев-выпускников; доходы вуза в расчёте на одного сотрудника, а также общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчёте на одного студента. Как они связаны с эффективностью вуза и что такое эффективность вообще понять, мысля рационально, непросто. Даже всерьёз обсуждать эти критерии как-то странно.

ЕГЭ. Наши чиновники до сих пор считают ЕГЭ информативным инструментом? Несмотря на ежегодный фестиваль коррупционных скандалов? Несмотря на отрицательное отношение большей части профессиональных педагогов? Они думают, что Пушкин, Карамзин или Достоевский набрали бы высокие балы по ЕГЭ? Ну, ладно, допустим, они искренне верят в эти три буквы, пусть. Но причем тут ЕГЭ и эффективность вуза?! Это же в лучшем случае эффективность школы! Обосновывать другую точку зрения – это либо софистика (т.е. умысел), либо шизофрения!

Количество выпускников-иностранцев… Такое впечатление, что вернулся 13 век – век международных университетов: Болонья, Париж, Оксфорд, куда толпы школяров собирались со всей Европы. Вы забыли, что с 14-16 вв., когда в Европе появляются национальные университеты, эта любимая вами мобильность почти прекращается? Зачем ехать за тридевять земель, если рядом есть свой вуз? Вы считаете, что образование можно оценивать по тем же критериям, что и гигиенические прокладки – по удобству пользования и раскрученности бренда: тысячи потребителей образовательных услуг выбирают Оксфорд, также как миллионы женщин выбирают «Олвэйс»? Вы верите западным рейтинговым агентствам (ничего общего не имеющим с объективностью), утверждающим, что академическая мобильность – это важный показатель высшего образования? Вы действительно полагаете, что издержки культурной, языковой, организационной и прочей адаптации способствуют качеству образования? Что болтаться по миру в поисках впечатлений (это – суть академической мобильности) лучше, чем спокойно и последовательно овладевать знаниями на одном месте? Ладно, блажен, кто верует. Но причем тут иностранные студенты и эффективность вуза?! Ну, это же в лучшем случае эффективность бренд-менеджмента! Или главная задача вуза не учить, а торговать?

Объем научных работ на одного сотрудника. Ну, хоть какая-то слабая логика прослеживается. Да, когда преподаватели вуза – это действующие учёные, это прекрасно. Но! Не могут все преподаватели быть учёными. Вы не знакомы с архитектоникой образования? Вы не знаете, что процент «прорывных» исследователей составляет от 1 до 10%. А остальные – это интерпретаторы и ретрансляторы, чья миссия исключительно важна – распространять знания. Вы не понимаете, что сделать всех или даже большинство преподавателей учёными можно только двумя путями: или сократить их количество в 10 раз, оставив только «прорывных», или заставить большинство публиковать как можно больше пустых и бессодержательных статей, пересказывающих банальности. Но зачем?

Количество площадей на одного студента. Здесь вообще комментировать сложно. Ах, это косвенный показатель качества образования, который обусловливает удобство и эффективность передачи знаний? Простите, а по совокупной длине детородных органов не пробовали оценивать?.. Это вполне может иметь влияние на качество образования, спросите у психоаналитиков.

Доходы в расчёте на одного сотрудника. Вот здесь все понятно и логично! Наконец-то! Абсолютно правильный критерий, при условии, что мы рассматриваем вуз как простую коммерческую фирму, цель которой – максимизация прибыли. Да здравствует Адам Смит! Просто ничего, что существуют вещи неутилитарные, которые иногда почему-то плохо продаются в нашем грешном мире? Таковы многие фундаментальные исследования – результат не гарантирован и сильно отсрочен, инвестиции рискованы. Таковы сегодня многие гуманитарные и естественнонаучные направления: история, филология, культурология, теоретическая математика. Или то, что не продаётся, не заслуживает сохранения? Тогда неудивительно, что в списке «неэффективных» оказались известные на всю страну, заслуженные и авторитетные гуманитарные вузы. «Долой все не имеющее явной полезности и потребительского спроса вузы!» – таков сегодня ваш лозунг, господа чиновники? Так ведь на Достоевского с Тургеневым уже спрос упал катастрофически. Может вообще их из школьной программы убрать и заменить Гарри Поттером, благо на него спрос большой?

Обсуждая этот текст и глядя на эти критерии, один из нас вспоминал детство, прошедшее в небольшом рабочем городке. Там были полукриминальные компании подростков, у которых были интересные критерии оценки «настоящей» взрослости и мужественности. Например, стойкость в драке – логичный критерий мужества. Но были и другие, например, сколько ты можешь выпить водки или сколько девчонок у тебя было. Понятно, что про водку и девчонок – это не про настоящую взрослость, критерии которой, прежде всего, ответственность и самостоятельность.

Так вот и эффективность образования – это что-то принципиально другое, нежели то, что пытаются измерять наши чиновники. Во-первых, любой нормальный вуз занимается тем, что учит и воспитывает (что важно!) студентов, а во-вторых (!), уже ведёт исследования. Так вот измерять нужно именно показатели обученности и воспитанности. И, конечно, не по таким критериям, по которым Минобр оценил «эффективность». И не по показателю востребованности выпускников, ибо этот показатель не информативен, прежде всего, потому, что деформированная и деградировавшая за последние 20 лет экономика не нуждается в огромном числе специалистов из номенклатуры вузовских специальностей, рассчитанных на экономику нормальную.

Поэтому надо либо экономику лечить, либо систему высшего образования впихивать в прокрустово ложе криминально-сырьевой экономики, напевая при этом колыбельную про инновационное развитие.

И последнее. Размышляя над тем, какой же вуз сегодня сможет удовлетворить суровым и неравнодушным требованиям нашего министерства, мы неожиданно нашли ответ. Всё просто! Нужно создать эталонный эффективный вуз – Российский Институт наркобизнеса.

Не смейтесь! Такой институт, если он будет создан под патронатом Минобразования, сразу привлечёт огромное количество инвестиций. Площадей мировые наркокартели построят сколько угодно. Направлений подготовки пусть будет четыре: прикладная химия и фармакология (технологии производства наркотиков), трафик-менеджмент (управление наркотрафиком), маркетинг (сбыт, продажи, поведение потребителей) и безопасность жизнедеятельности (нужны же специалисты в службы безопасностей наркокартелей). Иностранных студентов (и не только из Колумбии, Бирмы и Афганистана, но и из Европы и Америки) будет сколько угодно. Объём прикладных научных исследований, востребованных рынком будет, мы уверены, огромным как в области химии и фармакологии (создания наркотиков), так и в сфере менеджмента и маркетинга (коррупционные схемы и технологии сбыта). Соответственно, показатели дохода на одного сотрудника будут зашкаливать. Да….

Если отвлечься от невеселого юмора, то логичных объяснений происходящему может только два: эпидемия шизофрении или злой умысел. Умысел примитивизации и сокращения настоящего образования. Стремление сделать его благом для немногих избранных, поскольку обыдленное большинство беззащитно перед манипулятивными технологиями управления. Теория заговора? Или определенный тип политической философии? Или все-таки шизофрения? В любом случае, нужно что-то делать, иначе нас всех реформируют под корень!

Мы предлагаем инициировать широкую общественно-профессиональную дискуссию относительно предложенных Министерством критериев оценки деятельности вузов. С доведениями её результатов до Президента и правительства. С выходом на законодательные инициативы.

Коллеги, друзья, товарищи, господа, присоединяйтесь! Ставьте Ваши подписи.

http://ost101.livejo....com/13548.html

Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор, г. Краснодар

Хагуров Темыр Айтечевич, доктор социологических наук, профессор, г. Краснодар

"присоединяюсь к позиции авторов":

канд.псих. наук, доцент УлГПУ Морозова Г.В.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не знаю было ли письмо-обращение отправлено по другим каналам но готова переслать его знакомым преподавателям в Архетиктурной академии и Университете г. Екатеринбурга. Сохраним высокий уровень преподавания подачи знаний и воспитания думающих и творческих специалистов

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В любом случае, нужно что-то делать, иначе нас всех реформируют под корень!

Я бы сказал словами героя из фильма Кин-дза-дзА: «транглюкируют нахрен!»

_____________________________________________________________________________

Донесу и до нашего профессора письмо. Хотя его нукеры :) раньше меня обо всём доложат :ph34r:

Всё правильно. Нация деградирует ментально, значит вскоре следует полный технологический крах, а это сфера безопасности, как не крути. Думаю там есть честные и переживающие за страну люди.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

я бы тоже посмеялась, но только это не смешно, дорогие коллеги.

мы это транглюкирование на себя проходим уже несколько лет...

в ВУЗе работаю более 20 лет - таких явных препятствий обычной текущей учебной работе профессорско-преподавательского состава никогда раньше не было.

с бакалавриатом в ВУЗ введены баллы за каждое телодвижение студента (то есть фактически, ВУЗ превращен в школу по алгоритму оценивания продвижения студента), но это еще, допустим, ничего, даже может помочь дисциплинировать отдельных студентов, ЕСЛИ УМЕЛО К ЭТОМУ ПОДОЙТИ.

но преподаватель при этой системе не имеет права ни в командировку, ни на больничный отлучаться, имеет право только помереть.

потому что если он на больничном, и его некому заместить, то у студентов пропадают пары и они не могут набрать свои баллы. ведь количество недель в семестре ограничено и никто тебе их не увеличит. для допуска к сессии каждому студенту надо набрать определенный минимум баллов, который зависит от массы показателей, но в 1ю очередь от активной работы на семинарах. Но как быть, если семинаров оказалось меньше из-за болезни преподавателя или его отлучки на конференцию- этот момент вообще не предусмотрен. Несмотря на то, что я не болела и не отлучалась в командировки, в прошлую зимнюю сессию с одним только 1м курсом (более 80 человек) мне пришлось сидеть подсчитывать эти самые баллы по каждой персоне подряд три дня беспрерывно, с 9 утра до 17-18 вечера.

и рядом со мной такой же работой занимались мои коллеги.

в конце дня мы себя ощущали бухгалтерами, которым надо просто свести баллы к нужному показателю.

что будет в эту сессию, когда уже 2 курса учатся по бакалавриату? а когда все пять?

сама система баллов...ничего нового о студенте таким образом не узнаешь, и не ниже, не выше он получить все равно не сможет. все равно свой потенциал он показывает в семестре и преподаватель хорошо знает, кто как продвигается и знает, кто на что способен ответить. и студенты тоже об этой осведомленности преподавателя в курсе.

так для кого же этот мартышкин труд?

для руководителей подразделений- чтобы им было чем отчитываться. и для членов проверяющих комиссий- чтобы им было что проверять.

ну хотя бы эти стороны уважали бы преподавателей, которые фактически оплачивают им их рабочие места!

так нет же.

никак не прекращается идущее уже несколько лет интеллектуальное истязание преподавателей написанием программ ко всем учебным курсам, формы программ при этом меняются как перчатки.

к программе по каждой дисциплине, которую ведет преподаватель, требуется УМК (учебно-методический комплекс), который должен включать ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ по данному курсу. то есть фактически преподавателя обязывают написать учебник, который каждый преподаватель должен написать бесплатно, с вопросами для тестового контроля и ответами к ним ( по 100 вопросов в курсе).

но и этого мало. каждую программу надо еще заверить в библиотеке ВУЗа на предмет обеспеченности курса литературой (что означает следующее- указать 5 источников по теме в основной литературе и 5 дополнительных, но! не ранее 5 лет назад изданных и обязательно имеющихся в фонде библиотеки ВУЗа). списки тоже должны быть написаны по отдельным формам, которые тоже менялись несколько раз, где нельзя ошибиться ни в количестве страниц, ни в выходных данных, ни в количестве экземпляров книг в данной библиотеке).

как вам такие критерии списка литературы к учебному курсу? как вам такие условия работы преподавателя? как преподавателю вообще исхитриться при этом еще вести семинары и читать лекции?

на такие объему должны пахать НИИ целиком с многочисленными штатами сотрудников.

но в ВУЗе это должен сделать ты сам , в одиночку, соблюдая все эти немыслимые критерии. да еще и этих программ должно быть столько, сколько ты ведешь предметов, которые у тебя в этом году в нагрузке.

если это вновь открытая магистратура - тебе там дают разработать 5 новых программ, которые раньше ты бы по одной в год разрабатывал, а сейчас ты должен их враз разработать, оформить, распечатать и сдавать как третьекурсник курсовую, ходя в библиотеку по несколько раз и потом еще в другие подразделения.

какой учебный процесс при этом не пострадает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

А, что вы от них ожидали?

http://kprf.ru/dep/g...ies/112456.html

непосредственно, про образование с 3.05 минуты просмотра

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

А вот пример ответа на извечный рассейский вопрос: кто виноват и что делать? в образовательном контексте:

07.12.2012, 22:00:53

picture.jpg

Екатерина Приезжева. Фото РИА Новости, Сергей Пятаков

Шойгу уволил главу департамента образования Минобороны

Министр обороны России Сергей Шойгу 7 декабря подписал приказ об освобождении от должности главы департамента образования минобороны Екатерины Приезжевой. Об этом сообщает РИА Новости.

Как сообщили агентству в пресс-службе Минобороны, до назначения нового главы департамента образования Министерства обороны куратором военного образования станет заместитель министра обороны статс-секретарь Николай Панков.

Николай Панков, генерал армии в запасе, занимает должность заместителя министра обороны с 2005 года. Он сохранил свою должность в ходе перестановок в Минобороны, которые начались после того, как 6 ноября Анатолий Сердюков был отстранен от должности министра обороны из-за скандала с хищениями в "Оборонсервисе", подконтрольном министерству. Место Сердюкова занял бывший губернатор Подмосковья Сергей Шойгу.

После этого на должность главы Генерального штаба вместо Николая Макарова был назначен Валерий Герасимов. Замминистра Александра Сухорукова, занимавшего пост первого заместителя и курировавшего боевую подготовку войск, сменил Аркадий Бахин. Кроме того, из министерства ушли заместитель министра по финансам Елена Козлова и заместитель по информационно-технической политике Дмитрий Чушкин. Новым заместителем министра обороны по военной науке стал Олег Остапенко, который ранее занимал пост командующего Космическими войсками.

Минобороны РФ собирается переподчинить военные вузы главкомам и командующим видов и родов ВС РФ.

Сейчас за всеми военными университетами и училищами следит департамент образования Минобороны.

"Статс-секретарю, заместителю министра обороны Николаю Панкову поручено до 25 декабря сего года представить проект нормативно-правового акта о переподчинении, начиная с 1 января 2013 года, высших военно-учебных заведений главкомам видов вооруженных сил и командующим родами войск, в интересах которых осуществляется подготовка кадров", - цитируют слова министра обороны Сергея Шойгу РИА Новости.

Ссылки по теме

- Шойгу решил корректировать "нюансы" в начинаниях Сердюкова – Lenta.ru, 28.11.2012

- Шойгу забрал в аппарат Минобороны 14 своих соратников – Lenta.ru, 26.11.2012

- Советником Шойгу стала телеведущая Мария Китаева – Lenta.ru, 19.11.2012

- Шойгу нашел себе заместителей по финансам и вооружениям – Lenta.ru, 14.11.2012

- Два заместителя Шойгу уйдут в отставку – Lenta.ru, 10.11.2012

- Новым начальником Генштаба стал Валерий Герасимов – Lenta.ru, 09.11.2012

- Путин отправил в отставку Анатолия Сердюкова – Lenta.ru, 06.11.2012

Сайты по теме

- Министерство обороны

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 months later...

В Московских государственных вузах, на нынешнее число, сократили зарплату преподавателям: "остепененным" с максимальной интенсивностью нагрузки, до 23 тыс. руб. Про не "остепененных" речь идет от 9-17 тыс.. Уважающие себя люди уходят. Качество преподавания стремительно снижается.

Через пять лет учреждения наполнят "специалисты" с уровнем профессионализма ниже чем был когда то у выпускников ПТУ. Это не страшилка, это факт по результата созвона с представителями ректората ВУЗов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы не беспокойтесь зря. Первыми будут умирать от этой жизни начальники и бизнесмены, а свои огороды не привыкать обрабатывать.

Пока они грабят наследство СССР. Сейчас это кончается. Затем будут отбирать у более слабых и те быстро закончаться. Останется нищее большинство и тогда они затеют войну друг с другом. Убьют себя сами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Богатый опыт борьбы в государстве показывает. что чиновники даже в годы глобальной нищеты и голода умудряются есть "Хлеб с маслом" и ненавидя друг друга становятся терпимыми к "нужным людям". А огороды обрабатывать на их гектарах. присвоенных земель. будут те кто слаб а войну точно затеют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сохраняет жизнь думающим людям то, что несмотря на подавляющее и прогрессирующее зло, как чудо - островки, добра и мудрости появляются такие личности.

528012_10151450595731310_923448479_n.jpg

"...Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, - миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков.

Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым.

Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша.

Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли - что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут…

Одно из бедствий современности - глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость - синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное...

Одна из особенностей великих культурных миров - способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него…. Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам).

Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.

Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых. Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья"…. С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.

Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли….

Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово "кала" на санскрите - омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.

Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем - используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века…."

© Григорий Соломонович Померанц (13 марта 1918, Вильно, Литва — 16 февраля 2013, Москва, Россия)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 year later...
d65a633a89a2.jpg
Прекрасная возможность учиться в Германии появилась у желающих со всего мира. С нового учебного года 2014/2015 высшее образование в...
habrahabr.ru

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...